Описание:Рассмотрение проблем воображения в философии образования обосновывается её двойственной природой: с одной стороны, образование традиционно связывается с воспитанием, то есть буквально с образованием, формированием личности согласно представлению о нравственном идеале и определённом наборе ценностей; с другой стороны, основная задача педагога – это не передача того или иного набора информации или даже ценностей, но научение тем мягким навыкам, которые помогают личности само-определиться, и развить способность ответственного и свободного внутреннего мышления, способность «мыслить самому», согласно максиме Иммануила Канта. В следовании как первому, так и второму началу в философии образования понимание природы воображения представляется первоочередной задачей.
Вряд ли можно говорить о продуктивном воздействии на восприятие и поведение другого человека, не имея четкого понимания того, что вообще значит - воспринять? Поэтому достаточно большой объем в части, посвящённой проблемам воображения, связан с проблемами восприятия.Рассмотрение проблем воспринимаемого и воображаемого начинается в курсе с Рене Декарта и его «Размышлений», положивших начало рассуждениям о феноменологии восприятия Мориса Мерло-Понти и задающих сетку размышлений о реальности воображаемого в современной западной философии. Эта тема, раскрываемая, как правило, на материале особенностей современной массовой культуры (в частности, в текстах Жана Бодрийяра и основателей трансмедийного повествования), и безусловно важная для формирования действенных форм образования как воспитания в связи с использованием воображаемых объектов и воздействием на субъективную реальность обучающихся, по ряду причин становится особенно актуальной при работе с детьми.
От постановки проблемы воображаемого как особой сферы, связанной со сферой воспринимаемого и обязательной для человека, во II учебном блоке мы перейдем к вопросу о связи воображения как особой познавательной способности с мышлением. Говоря о развитии высших психических функций, З.Фрейд и Ж.Пиаже замечают, что ребенок есть единственное существо, «вполне эмансипированное от реальности» и потому первичной для него является деятельность воображения, не направленная на действительность. Но почему же тогда экспериментальные исследования Л.Выготского и А.Леонтьева показывают, что собственно абстрактное мышление, основанное на понятии идеального, в отличие от эйдетического, связанного с понятием образа, формируется у человека позднее? Что представляет из себя идеальное и какова специфика мыслительного усилия во-ображения, связанная с идеальным? Верно ли связывать образ с представлением, а представление – с визуализацией и отношением подобия? Психология не дает ответа на эти вопросы, но мы можем найти их в философии, обратившись к работам Иммануила Канта, Макса Шелера, Эдмунда Гуссерля, Эдварда Ильенкова, Мераба Мамардашвили, Якоба Голосовкера и Николая Бердяева.
Заключительный блок некоторым образом возвращает нас к вопросам, заданным в начале исследования – но на другом материале. Исследование воображаемого как особой реальности проводится здесь с обращением к работам Жана-Поля Сартра, Франсуа Федье, Гастона Башляра и темам воображаемого желания и сопротивления воображаемому, раскрываемым в работах Эми Кайнд, Грега Кари, Йена Равенскрофта, Кенго Миязоно и Ляо Шэньи.
Дисциплина является обязательной и относится к вариативной элективной части (спецкурс) основной образовательной программы по направлению подготовки «Философия».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 36 академических часов семинаров и 36 академических часов самостоятельной работы студента.