Описание:Спецкурс предназначен для сутдентов магистратуры.Предполагает освоение следующих вопросов:
1. Культурно-историческая специфика модели экономического человека и ее универсальность.
2. Соотношение предмета экономической теории и понятия «выбор» как одной из характеристик экономического человека.
3. Научный статус модели экономического человека.
4. Принцип методологического индивидуализма и соотношение индивидуального и коллективного при построении модели человека.
5. Различия рабочей и философской модели человека.
6. Философия как инструмент синтеза различных подходов к человеку.
7. Экономический и психологический человек: различия и точки пересечения.
8. Экономический и социологический человек: различия и точки пересечения.
9. Основные свойства модели REMM.
10. Эволюция, связь и различия моделей REMM и SRSM.
11. Инструментальная и функциональная рациональность: возможности и ограничения.
12. Объяснение поведения человека на основе модели ожидаемой полезности и эффект контекста.
13. Парадокс Алле и опровержение одной из аксиом Неймана – Моргенштерна.
14. Логическая и эмпирическая критика модели ожидаемой полезности.
15. «Поведенческая эвристика» и ее значение для развития экономической теории.
16. Эвристика репрезентативности и ее оценка с точки зрения универсальности.
17. Роль незнания в радикально-субъективистской теории выбора по Шэклу.
18. Соотношение понятий вероятности и возможности в концепции Шэкла.
19. Концепция поиска Г.Саймона и ее принципиальное отличие от концепции поиска в неоклассической теории информации.
20. Значение понятия «уровень притязаний» в концепции ограниченной рациональности Г.Саймона.
21. Концепции переменной рациональности Х. Лейбенстайна и П.-Л. Рейно: сравнительный анализ.
22. Модель человека в контексте методологии традиционного институционализма.
23. Специфика модели человека в рамках НИЭТ.
24. Методологические проблемы создания и использования модели человека в НИЭТ.
25. Классификация форм оппортунистического поведения: основные подходы.
26. Ограниченная рациональность и дискреционность действий.
27. Ограниченная рациональность и неявное знание.
28. Ограниченная рациональность и экономическая эффективность.
29. Моделирование неполных контрактов в рамках неоклассической теории и новой институциональной экономической теории: сравнительный анализ.
30. Рациональность экономических субъектов в слабой, полусильной и сильной гипотезах эффективности рынков.
31. Альтернативные версии теории фирмы.
32. Поведение потребителей: микро и макроэкономические подходы.
33. Теории экономического цикла и модель поведения человека.
34. Теории предпринимателя и предпринимательской функции.
35. Роль эволюционного подхода в исследовании различных экономических проблем.
36. Основные эпистемологические компромиссы при построении интегрированной модели человека.
37. Модель человека и экономическая политика.
38. Рациональность как процесс и продукт мышления.
39. Интеллект как ограниченный ресурс.
40. Процедуры рационального поиска.
41. Экономический подход к поведению человека.
42. Формы рациональности: ограничения и преимущества.
43. Поведенческие предпосылки альтернативных подходов к экономической организации.