Описание:Рассмотрение проблем воображения и памяти требует междисциплинарного подхода, объединяющего экспериментальную и теоретическую психологию, нейробиологию, когнитивные науки, философию и педагогику. В связи с этим курс основывается на анализе ряда как классических философских (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Бергсон, Гуссерль) и психологических (Эббингауз, Рибо), так и современных (Рикёр, Мерло-Понти, Мамардашвили, Ямпольский, Лурия, Леонтьев, Выготский) текстов, затрагивает различные области исследования (культурологию, психологию, нейробиологию, социологию, педагогику и собственно философию памяти), однако в целом призван носить не ознакомительно-философский, а дискуссионно-аналитический характер, что стимулирует исследовательскую деятельность и развивает критическо-аналитические навыки работы, а также самостоятельность мышления студентов.
Память и воображение рассматриваются в курсе в связи с проблемой чувственного восприятия, проблемой избегания памяти (забывания) или её непропорционального развития (гипермнезии и гипертимнезии), проблемой представления и представимости, а также проблемами реального и отсутствующего. Курс также включает в себя воспроизведение и разбор наиболее показательных с точки зрения философии памяти мнемотехник, экспериментальных исследований в области памяти и воображения и отельных приемов запоминания.
Курс предполагает совмещение лекционной и семинарской формы проведения занятий. В первом разделе студенты знакомятся с основными философскими концепциями памяти и воображения и в ходе свободной дискуссии задают вопросы к классическим текстам и пытаются разрешить поставленные в них проблемы, работая в группе под руководством лектора. Второй, небольшой по объему, раздел предполагает занятия интерактивного характера, посвящённые воспроизведению наиболее важных с теоретической точки зрения экспериментов в области памяти и воображения, и их обсуждению. Наконец, третий раздел знакомит студентов с возможными нарушениями в работе памяти и воображения. Его методика может быть условно обозначена как установление функции по дисфункции. В этой части курса перед студентами ставится задача «проверить теорию практикой», то есть связать данные, полученные в ходе изучения 2 и 3 разделов курса, с классическими концепциями воображения и памяти, изученными в разделе 1.
В конце семестра проводится итоговый коллоквиум, который может быть организован в форме диспута или дискуссии.