Описание:Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов; Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 2 семестра (3 и 4 семестры обучения). Отчетности: 4 семестр –экзамен, 5 семестр – экзамен.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общенаучные:
• обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени, умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
• умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, способность проводить статистический анализ социально-экономических показателей (ОНК-5);
б) инструментальные:
• способность использовать знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной деятельности в сфере международных отношений (ИК-25);
в) системные:
• способность руководствоваться в своей деятельности нормами общечеловеческой и профессиональной морали, принципами гуманизма и демократии, проявлять активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в общественно-политической жизни; понимание значимости моральных ориентиров для эффективного профессионального и личностного развития (СК-7);
г) профессиональные:
• понимание логики глобальных (общемировых) демографических, миграционных, экономических, экологических процессов, способность ориентироваться в механизмах взаимовлияния планетарной среды, международной (глобальной) безопасности, глобальной экономики и мировой политики, способность ориентироваться в современных тенденциях мирового (глобального) развития, способность прогнозировать перспективы и возможные последствия развития глобальных процессов для России (ПК-6);
д) профильные:
- способность применять естественнонаучные данные и подходы для экспертной оценки научных направлений и технологий на органов государственной власти международных правительственных и неправительственных организаций;
- понимание естественнонаучных оснований демографических и экологических процессов, проблем национальной и международной (глобальной) безопасности, способность ориентироваться в современных тенденциях мирового (глобального) развития системы «природа-общество»;
- умение осмысливать новейшие тенденции и направления современного международного сотрудничества в области науки и технологий, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам, требующим экспертной оценки;
- способность использовать методологию научных исследований в междисциплинарных научных проектах.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
Знать: предмет и объекты изучения естествознания, методы исследования природной реальности, современные концепции, достижения и ограничения естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; естественнонаучных оснований демографических и экологических процессов, проблем национальной и международной (глобальной) безопасности, способность ориентироваться в современных тенденциях мирового (глобального) развития системы «природа-общество».
Уметь: используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития; применять естественнонаучные данные и подходы для экспертной оценки научных направлений и технологий на органов государственной власти международных правительственных и неправительственных организаций; осмысливать новейшие тенденции и направления современного международного сотрудничества в области науки и технологий, участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам, требующим экспертной оценки.
Владеть: основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами; способностью к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез; способностью к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения; способностью к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности; использовать методологию научных исследований в междисциплинарных научных проектах.
Быть в состоянии продемонстрировать: навыки восприятия и анализа текстов первоисточников, навыки работы с современной научной литературой, творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать источники, делать выводы и обобщения.