Описание:Спецкурс рассчитан на аспирантов второго года обучения и обобщает результаты исследований, проводимых в рамках программы «Цивилизационный путь России» Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН. В основу исследовательской программы положен ряд принципов, которые выделяют её на фоне исследований по цивилизационной проблематике и позволяют по-новому осмыслить не только исторический путь, но и перспективы стратегического развития России как государства-цивилизации. Ведущий принцип – природный и культурный синтез в генезисе русской цивилизации.
Актуальность такого подхода не вызывает сомнений уже по той причине, что цивилизационный подход во многом определят выбор стратегии долгосрочного развития страны, учитывая особенности нашего государственного устройства, исторические традиции и связи с соотечественниками, этнокультурную и религиозную специфику регионов. Защита цивилизационной идентичности России является сквозной темой большого пласта принятых в последние годы государственных доктрин, стратегий и концепций, в том числе и Концепции внешней политики Российской Федерации. Особым предметом изучения является цивилизационная миссия России, а также совокупность факторов, превративших эту сугубо академическую тему, представлявшую интерес для историков, археологов и философов, в геополитическую проблему наших дней.
Внимание акцентируется также на роли политических идеологий в процессе цивилизационного развития и на политизации самой цивилизационной проблематики, в том числе и теорий локальных цивилизаций, что накладывает отпечаток на характер международных отношений, качественно изменившихся после крушения биполярной системы, основанной на противостоянии политических идеологий.
В задачи курса входит: 1) сравнительный анализ конкурирующих цивилизационных теорий, многие из которых связаны с геополитической инженерией и политическими идеологиями; 2) формирование навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы на стыке научных дисциплин в рамках единой программы.