Описание:Программа дисциплины «Органическая химия» для студентов специализированной физико-химической группы составлена в соответствии с требовани-ями ФГОС ВПО к структуре и результатам освоения основных образовательных программ специалитета по профессиональному циклу по направлению подго-товки «Фундаментальная и прикладная химия», а также задачами, стоящими перед Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова по ре-ализации Программы развития МГУ.
Лектор:
2.1. Доктор химических наук, профессор Устынюк Юрий Александрович,
профессор кафедры органической химии химического факультета МГУ.
(+7)-495-939-26-77; 8-925-889-00-89, ustynyuk@nmr.chem.msu.ru
Учебный план специализированной физико-химической группы ориентирован на подготовку специалистов, способных успешно работать над решением задач, связанных со структурой и динамикой молекулярных систем, с теорией химической связи, с исследованием механизмов химических процессов. В соот-ветствии с такой ориентацией в программе курса органической химии для этой группы шире, чем в курсе для основного потока, представлены вопросы теории химической связи и механизмов химических реакций. Более подробно рассмотрены основные положения метода МО, типы химических связей и типы межмоле-кулярных взаимодействий, строение и свойства важнейших интермедиатов (карбениевых ионов, радикалов, карбанионов и карбенов), а также методы изучения строения и динамики органических молекул - ЯМР, оптическая спектроскопия (ИК, КР, УФ, ФЭС ) и масс-спектрометрия. Основы физико-химических методов излагаются в начале курса, и данные этих методов широко используются во всех остальных разделах. В курс включены также начальные сведения о строении, биологических трансформациях и функциях углеводов, аминокислот и белков, липидов, терпенов и стероидов.
В качестве средств текущего контроля используются контрольные вопросы по материалу каждой лекции и домашние задания, рубежный контроль про-водится в форме лекционных контрольных работ и коллоквиумов. Закрепление полученных знаний проводится на семинарских занятиях. Контроль уровня начальной подготовки и уровня кругозора студентов осуществляется на 1 лекции выполнением заданий «входного теста». Предусмотрены часы индивидуаль-ных консультаций профессора для студентов (2 часа в неделю).
• Цели и задачи освоения дисциплины.
Среди примерно 18 млн. известных сегодня индивидуальных химических веществ около 80% составляют органические соединения, большая часть ко-торых никогда не существовала в природе, но получена в лабораториях путем химического синтеза. Именно они составляют материальную основу совре-менной цивилизации. В их число входят важнейшие конструкционные и функциональные материалы, волокна, лекарственные средства и средства защиты растений, ингредиенты пищевых продуктов, топлива и многое другое. Химические методы обработки составляют основу технологий в большинстве про-мышленных производств. Следует отметить также, что органические поллютанты в воде, воздухе и почвах составляют сегодня наибольшую экологическую опасность. В связи с этим значительный объем знаний по органической химии составляет необходимый элемент образования любого члена цивилизованного общества, а в подготовке профессионального химика, вне зависимости от области его узкой специализации, знание основ органической химии безусловно занимает важнейшее место.
В органической химии накоплен огромный объем информации, который продолжает нарастать беспрецедентными темпами - ежегодно синтезируется или выделяется из природных источников более 500 тысяч новых органических соединений. Это создает особые трудности в изучении предмета. Поэтому достижение «полноты знаний», т.е. запоминание фактического материала, как полагают ведущие педагоги и ученые лучших университетов мира, не может быть целью изучения этой дисциплины. Основной упор в преподавании органической химии делается на усвоение студентами основных закономерностей, связывающих строение органических соединений с их свойствами и реакционной способностью, а также на развитие способности, опираясь на знание этих закономерностей, самостоятельно осваивать новые области науки с использованием современных источников информации. Поскольку большинству хими-ков - исследователей и химиков – инженеров приходится сейчас неоднократно менять область исследований и работы на протяжении карьеры, развитие способности и навыков к продуктивной самостоятельной работе должно стать одной из важных задач любого лекционного курса, в том числе и курса органической химии. В связи с этим в этом курсе основной упор делается на активную самостоятельную работу студентов.
• Место дисциплины в структуре образовательной программы
• Дисциплина является обязательной. Дисциплина водит в базовую часть естественно-научного образования (Б-ХД).
• Органическая химия читается на 3 году обучения. Студент, начинающий ее изучение, уже прослушал общие курсы математики и физики, а также курс общей и неорганической химии. Ясные представления об электронной структуре атомов и молекул основные положения структурной теории, принципы термодинамики и кинетики полагаются ему известными. Студент должен иметь практические навыки проведения основных операций при работе с хи-мическими веществами в лаборатории, знать общие принципы спектроскопии, иметь представления о методах анализа и установления структуры со-единений. Уровень предварительной подготовки и общей эрудиции слушателей выявляется «входным тестом», а также на собеседованиях с лектором и преподавателями практикума. При обнаружении пробелов в базовых знаниях студенту даются индивидуальные рекомендации по их восполнению путем самостоятельной работы и рекомендуются источники (учебная литература, ИНТЕРНЕТ- ресурсы), содержащие необходимую информацию. Чис-ленность аудитории (не более 20 – 25 студентов) позволяет активно использовать диалоговые формы обсуждения во время лекций.
• Предполагается, что студент прослушал следующие дисциплины:
Информатика, математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятностей, механика, электричество, колебания и волны, оптика, основы квантовой механики, неорганическая химия, аналитическая химия.
Освоение этой дисциплины необходимо для освоения специальных курсов по органической химии, физико-химическим методам анализа.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины:
3.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины.
ОНК-5; ОНК-9, ИК-3, ОНК-12, ПК-3; ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-10.
3.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.
СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6.
3.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести устойчивые и активные знания по следующим основным вопросам:
• место органической химии в ряду других химических и естественно-научных дисциплин;
• основные классы органических соединений, методы их синтеза, свойства, пространственное и электронное строение;
• основные типы органических реакций и механизмы их протекания;
• основные закономерности, связывающие строение и свойства органических соединений;
• основные методы исследования структуры и свойств органических соединений;
• роль основных классов органических соединений в живой природе, пути их возникновения, функции и трансформации;
• основные области применения органических соединений в промышленности, сельском хозяйстве, быту, медицине и других областях.
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести следующие умения и практические навыки:
• составление структурных и пространственных формул основных классов органических соединений по их названиям и составление их названий по фор-мулам в соответствии с номенклатурой ИЮПАК и рациональной номенклатурой;
• конструирование возможных альтернативных путей синтеза основных классов органических соединений заданного строения, сравнительная оценка этих путей с точки зрения их эффективности, выбор оптимальных схем синтеза;
• определение строения несложных органических соединений по данным физических и химических методов (ИК,КР,УФ, масс - спектрометрия, ЯМР, ЭПР);
• предсказание результатов несложных последовательностей химических реакций;
• осуществление в лаборатории несложных синтезов органических соединений и уверенное владение основными приемами работы с органическими ве-ществами: очистка органических соединений методом перекристаллизации, перегонки всех видов (под вакуумом, с паром, микроперегонка), возгонки, хроматографии; работа в инертной атмосфере; работа с полумикроколичествами вещества (на уровне 100 -200 мг).
• работа с основными источниками химической информации, в том числе доступными компьютерными базами данных.
4. 1. Структура дисциплины
Вид работы Семестр Всего
5 6
Общая трудоёмкость, акад. часов 9…(324) 9…(324) 18…(648)
Аудиторная работа: … … …
Лекции, акад. Часов 2…(72) 1,8…(64) 3,8…(136)
Семинары, акад. Часов 1…(36) 0,9…(32) 1,9…(68)
Лабораторные работы, акад. Часов 3…(108) 2,7…(96) 5,7…(204)
Самостоятельная работа, акад. Часов 3…(108) 3,6…(132) 6,6…(240)
Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен) Зачет, экзамен Зачет, эк-замен …