Аннотация:Стремительный прогресс в создании беспилотных летательных аппаратов
(БПЛА) различных назначений, во многом обусловлен значительным ростом требо-
ваний к полноте оперативной информации и высокой скорости реакции на возника-
ющие угрозы.
Особое внимание разработчиков высокоманевренных летательных аппаратов уде-
ляется возможности осуществления маловысотного полета (МВП). МВП обеспечи-
вает скрытность действий ЛА, повышает эффективность преодоления средств ПВО,
позволяет вести разведку районов боевых действий, увеличивает эффект внезап-
ности. Для гражданского применения маловысотные полеты повышают эффектив-
ность и точность воздушного мониторинга, расширяют возможности спасательной
авиации.
При совершении МВП необходимо осуществлять огибание рельефа местности,
которое реализуется при помощи маневров «обхода», «облета» и их комбинации —
«обхода-облета» препятствий, возвышающихся над средним уровнем рельефа [6].
«Обходом» препятствий принято называть маневр ЛА в горизонтальной плоскости,
сопряженный с изменением курса и крена при неизменной высоте. «Облетом» пре-
пятствий называется маневр в вертикальной плоскости, позволяющий преодолеть
препятствие с заданной относительной высотой без изменения курса.
Возможность выполнения данных маневров сопряжена с рядом технических про-
блем, в частности, при МВП происходит существенное сужение необходимого дина-
мического диапазона ЛА, вызванное близостью подстилающей поверхности и нали-
чием препятствий. Данный факт ожесточает требования к навигационному комплек-
су ЛА и управлению его движением при реализации автоматического (беспилотного)
полета.
В режиме МВП беспилотный летательный аппарат представляет собой так на-
зываемую низколетящую цель, являющуюся сложным объектом для обнаружения
и сопровождения наземными радиолокационными станциями (РЛС). А включение
в состав навигационного комплекса БПЛА бортовой РЛС (БРЛС) представляется
экономически нецелесообразным.
Важным элементом решения навигационной задачи является синтез балансиро-
вочной (опорной) траектории БПЛА с учетом ограничений на маневренные возмож-
ности при выполнении МВП.