Аннотация:В дипломной работе рассматриваются становление и эволюция понятия Брахмана в Упанишадах – авторитетнейших текстах традиции шрути, а также трактовка этого понятия в адвайта-веданте, одной из наиболее влиятельных ортодоксальных систем индийской философии.В первой главе, озаглавленной «Исторические корни понятия Брахмана», основное внимание сосредоточено на осмыслении двух «осевых» тем – протофилософской темы «культа Речи» и преимущественно мифологической темы «мирового древа». Во второй главе, озаглавленной «Становление космологической двоицы Атман-Брахман», на основании анализа араньяк и ранних Упанишад автор выделяет неотъемлемые черты понятия Брахмана и логические основания отождествления Брахмана и Атмана. Ею ставятся и решаются проблемы стратификации онтологических уровней реальности в Упанишадах и зависимости этих уровней от градации познавательной способности человека.В третьей главе, озаглавленной «Понятие Брахмана в школе адвайта-веданта», выявляется специфика онтологических концепций Упанишад и адвайта-веданты. Подчеркивается, что если в Упанишадах миру приписывается реальность, сопоставимая с реальностью запредельного первоначала, то в адвайта-веданте Шанкары акцентируются иллюзорность мира, напрямую связанная с неведением, и абсолютная реальность сверхбытийного Брахмана, тождественного Атману.