Аннотация:Тема диссертационного исследования посвящена выявлению свободного от конкуренции рыночного пространства. Компании, работающие в условиях рыночной экономики, постоянно сталкиваются с угрозами со стороны конкурентов и возможностями изменяющейся рыночной среды. Конкуренция – это единственный фактор, побуждающий компании разрабатывать эффективные стратегии и искать новые способы донесения ценности до покупателя.
В диссертационном исследовании рассмотрена методика выявления рыночной ниши «Стратегия голубого океана», базирующаяся на принципах объединения двух конкурентных преимуществ – минимизации издержек и дифференциации рыночного предложения. Литература указывает, что это возможно только при наличии инноваций в цепочке создания ценности и применении эффективных организационных приемов.
Принципы и подходы методики «Стратегия голубого океана» были эмпирически протестированы на примере конкретной отрасли – отрасли наружного освещения городов и городских поселений. Для получения информации, необходимой для выявления свободной рыночной ниши, были проведены девять глубинных полуструктурированных интервью с производителями светильников наружного освещения, компаниями – интеграторами энергосервисных услуг и покупателями, в качестве которых в данном исследовании рассматриваются органы местного самоуправления.
Главный вопрос исследования заключается в том, сможет ли производитель выявить свободное от конкуренции рыночное пространство в отрасли, где концентрация рыночных предложений не соответствует платежеспособному спросу.
Практическим результатом исследования является выявление свободного от конкуренции рыночного пространства, освоение которого принесет компании производителю большую, по сравнению с текущей, отдачу на вложенный капитал. Было показано, что рыночная ниша может быть сформирована на стыке 2 отдельных функциональных областей – производства и инвестиций. Результаты исследования будут полезны производителям светильников наружного освещения и компаниям, специализирующимся в области энергосберегающих технологий. Автор надеется, что результаты данного исследования также будут интересны финансовым организациям и инвестиционным фондам, работающим в секторе энергосбережения и энергоэффективности.
Научная ценность диссертационного исследования состоит в рассмотрении методики «Стратегия голубого океана» с точки зрения ее соответствия теории конкурентных преимуществ Портера. В результате было уточнено понятие «рыночной ниши», выявление которой продиктовано необходимостью формирования инноваций в цепочке создания ценности.