Аннотация:Центрально-азиатское стратегическое направление всегда было одним из самых важных для Российской Федерации и государств-партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности, так как оно связано обеспечением безопасности на данном направлении. Особого внимания требует положение дел и на таджикско-афганской границе, которая является общим рубежом стран ОДКБ на пути террористической угрозы с Ближнего Востока.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Хотя п.2 ст. 52 Дополнительного Протокола I и содержит положения о том, что следует считать военным объектом, однако споры в доктрине международного права, касающиеся четкого определения понятия «военный объект» и критериев, которые позволяют относить объект к военному, продолжаются. Основными характеристиками военного объекта следует считать следующие: характер, расположение, цель и эффективное использование, разрушение, которое дает явное военное преимущество. При этом определение понятия «военный объект» необходимо потому, что многие потенциально сильные в военно-техническом плане государства, расширяют географию своего военного присутствия, включая и дислокацию своих военных объектов на иностранных территориях.
2. Военная база наделяется иммунитетом с целью создания такого статуса, при котором она сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия права и законодательства принимающего государства. При осуществлении местной юрисдикции без каких-либо изъятий пострадала бы цель, ради которой база была размещена. Таким образом, военная база, которая представляет собой часть вооруженных сил государства и обладает признаками государственного органа, нуждается в предоставлении ей иммунитета, в первую очередь для поддержания связи со «своим» государством, а во-вторых для эффективного выполнения ей своих функций. Следует предположить, что правовая основа иммунитета носит смешанный характер: с одной стороны - это необходимость эффективного осуществления функций государства отправляющего базу, а с другой - согласие государства принимающего базу на предоставление, как военной базе, так и ее сотрудникам, определенных изъятий из-под действия своей юрисдикции.
3. На территории Таджикистана расположены: российский военный объект «Нурек» или «Окно», 201-я российская военная база и Группа пограничного сотрудничества (пограничные войска). На лиц, входящих в состав воинских формирований распространяются определенные привилегии и иммунитеты, которые не совпадают в отношении указанных военнослужащих и сотрудников Органов ФСБ России, например, в случаях
освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, вне территории расположения войск: сотрудники военной базы и органов ФСБ России, члены их семей неприкосновенны и не подлежат задержанию, за исключением случаев задержания их на месте совершения преступления (С.13 Соглашения о военной базе и ст. 16 Соглашение по пограничным вопросам), однако в отношении сотрудников военного объекта действует правило, в соответствии с которым Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию только в местах дислокации воинских формирований и вне пределов их дислокации при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а на все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы (Ст. 3 Соглашения о юрисдикции); обеспечение сотрудников базы, объекта и группы пограничных войск и членов их семей помещениями для проживания: в отношении сотрудников органов ФСБ России действует правило, в соответствии с которым Республика Таджикистан обеспечивает их жилыми помещениями для проживания в период их службы, при этом предоставляемые служебные жилые помещения приватизации не подлежат (Ст. 15 Соглашения по пограничным вопросам), в то время как в отношении сотрудников военной базы данная привилегия не предусматривается, а в отношении сотрудников «Нурек» жилищный фонд, построенный в г.Нурек является неотъемлемой частью узла «Нурек» и передается в собственность Российской Федерации (Ст. 5 Соглашение о Нурек); отдельной привилегией, обусловленной необходимостью защиты базы и собственной безопасности военнослужащих, является предоставление последним права ношения и применения оружия. Табельное оружие военнослужащими применяется во внеслужебное время только для защиты лиц, входящих в состав российской военной базы и членов их семей, в ситуации угрозы жизни, и при условии, что иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно1, при этом порядок ношения и применения оружия вне территории базы, в каждом случае определяется по соглашению между Россией и Таджикистаном. Так же Сотрудники полномочного органа Российской Федерации Группы пограничного сотрудничества имеют право на ношение, хранение и применение оружия и специальных средств, однако в отличии от сотрудников военной базы, порядок предусматривается законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В отношении сотрудников военно объекта такая привилегия не предусматривается.