Аннотация:Эмоциональный интеллект – это очень противоречивый и неоднозначный конструкт. Большое количество разрозненных моделей и способов измерения создают сложности как для исследователей, так и для тех, кто хочет проводить оценку эмоционального интеллекта в личных или профессиональных целях. Модели ЭИ как способности направленны на оценку декларативного знания об эмоциях, того, что можно вербализовать при ответе в тестах, при этом они хуже предсказывают успешность на рабочем месте. Опросники субъективны и могут недостаточно адекватно оценивать способности, однако они хорошо предсказывают успешность в работе, преданности компании и удовольствие от работы.
В нашем исследовании было показано, что на успешность в поиске лицевых экспрессий оказывает влияние только уровень ЭИ, измеренный с помощь объективных тестов. В таком случае тест MSCEIT на эмоциональный интеллект является более предпочтительным при приеме на работу, в которой требуется быстрая и точна оценка чужих эмоциональных состояний. К примеру, на таможенном контроле или при допросе подозреваемого.
Вероятно, существующие противоречия касательно связи эмоционального интеллекта, измеренного тестовыми методиками, и «горячими» когнитивными задачами, связанными с переработкой эмоциональной информации, можно снять, если принять предположение о том, что далеко не в каждой когнитивной задаче с эмоциональными стимулами возможно влияние top-down процессов. Так в задачах зрительного поиска влияние top-down выражено сильнее, когда происходит последовательный поиск, без эффекта «выскакивания» (pop-out) стимула, который направляется исключительно характеристиками стимула (bottom-up).
Регистрация движения глаз вовремя поиска экспрессий зарекомендовала себя как эффективный и важный инструмент, расширяющий возможности анализа, однако достаточно чувствительный размеру выборки. Было получено, что лица с низким уровнем ЭИ, вероятно склонны к беглому, невнимательному поиску с большим количеством саккад. В дельнейших исследованиях можно было бы провести анализ возвратных фиксаций и оценить количество «проскакиваний» целевого стимула в процессе поиска.