Аннотация:На сегодняшний день всё более популярными становятся идеи, связанные с индивидуализацией процесса обучения. В данном контексте особую актуальность приобретает учёт когнитивных стилей в обучении, в частности, в обучении иностранному языку. Мы предположили, что когнитивные стили влияют на глазодвигательные стратегии чтения и эффективность чтения текстов людьми с разными уровнями владения иностранным языком. На стратегии чтения могут оказывать влияние различные когнитивные стили. В данной работе мы изучили влияние таких стилей, как «сканирующий / фокусирующий контроль» и «полезависимость / поленезависимость» на процессы чтения.
Цель исследования была достигнута – нами были изучены психологические механизмы глазодвигательных стратегий чтения у лиц с разным уровнем владения английским языком.
Гипотезы были подтверждены и содержательно раскрыты. Нам удалось показать, что за глазодвигательными стратегиями чтения стоят когнитивные стили «полезависимость / поленезависимость» и «фокусирующий / сканирующий контроль», которые, в свою очередь, выступают психологическими механизмами глазодвигательных стратегий чтения. Были выделены две глазодвигательные стратегии – стратегия Quick Reader, связанная с когнитивными стилями «сканирующий контроль» и «поленезависимость», и стратегия Slow Reader, связанная с когнитивными стилями «фокусирующий контроль» и «полезависимость». Индикатором эффективности чтения текстов являются особенности движений глаз. Уровень владения иностранным языком проявляется в показателях движений глаз при учете индивидуальной стратегии чтения. Таким образом, мы можем говорить о том, что при учете индивидуальной стратегии чтения, по характеристикам движений глаз можно определять уровень владения иностранным языком.
В процессе написания данной работы была проанализирована теоретико-методологическая литература по проблеме исследования, были рассмотрены теоретические основания изучения процессов чтения с помощью технологии регистрации движений глаз, было дано описание основных глазодвигательных характеристик при чтении и обозначено эффективности применения технологии айтрекинга для изучения процессов чтения. Также нами был проведен сравнительный анализ существующих моделей чтения и приводятся аргументы в пользу выбора модели чтения E-Z Reader для эмпирического исследования, рассмотрены особенности движений глаз при чтении на иностранном языке и описаны возможные психологические механизмы, стоящие за глазодвигательными стратегиями чтения.
Результаты данной работы могут стать материалом для дальнейших исследований в данной области, внести вклад в изучение когнитивных процессов с помощью технологии айтрекинга, а также в разработку различных компьютерных устройств, управление которыми осуществляется с помощью движений глаз. Помимо этого полученные данные могут стать основой для разработки программы, позволяющей определять уровень владения иностранным языком. Результаты настоящей работы позволили расширить данные о психологических механизмах, стоящих за глазодвигательными стратегиями чтения. Исследование дополнит научные данные в области психологии восприятия и когнитивной психологии.