Аннотация:Основные тенденции переходного периода для МСР, для 1 пояса, что происходило на сколько и что в последние 4 года
Особенно природный каркас, в связи с особой средообразующей ролью ЛПЗП и даже отмена статуса…
Таким образом, перспективная эколого-градостроительная политика территории ЛПЗП должна предусматривать территориальную дифференциацию районов.
1.Установление режимов использования территорий районов ЛПЗП от строгого ограничения до регулируемого и активного освоения, что позволит сохранить ценные в историко-культурном и природном отношении территории.
Поэтому, в первую очередь важно определить основные функции дальнейшего развития районов по секторам: север - рекреационные с сохранением доли сельского хозяйства и промышленности; юг – сельскохозяйственные со значительной долей промышленности и меньшей долей рекреации; запад - рекреационные с сохранением сельскохозяйственных и меньшими объемами промышленности; восток – как основные - промышленные функции.
2.Формирование природного и историко-культурного каркаса как единой системы на базе существующих лесных и водных объектов. На основе сделанной типологии можно заключить, что, в первую очередь, политику по сохранению лесопарковых территорий стоит уделить лесным территориям восточного, юго-восточного, южного и северо-западного направлений.
При этом, территории Одинцовского и Мытищинского районов также находятся в особо уязвимом положении, т.к. здесь начался процесс освоения лесных территорий под коттеджное строительство.
На базе лесных, водных объектов, усадебных комплексов и т.п. следует создавать особо охраняемые природные территории. Здесь положительные тенденции наметились в отношении ООПТ «Лосиный остров» и ООПТ «Клязьма», о которых упоминалось в этой работе.
В целом, важно поддержание и преемственное развитие сложившихся структур районов при необходимом усилении планировочного каркаса.
3.Изыскание резервов для развития зон малоэтажной застройки за пределами особо охраняемых природных территорий, на базе существующих развивающихся поселений, а также за счет реконструкции эсктенсивно используемых производственных и сельхозяйственных территорий.
За последние 4 года урбанизация в ЛПЗП происходит разными темпами в зависимости от направления, максимальны они на юге, западе и северо-западе территории. Как показал анализ, наибольшие масштабы жилищного строительства произошли в Одинцовском и Ленинском районах, как котеджного, так и многоэтажного. В перспективе, эти масштабы имеют тенденцию к сохранению и на данном этапе эти территории «догоняет» Красногорский район.
При этом вывод сельхоз. земель в Ленинском и Одинцовском районах был минимальным в ЛПЗП.
В Химкинском районе также произошел значительный рост урбанизированных территорий (промышленные, торговые, складские объекты), в основном, за счет сельскохозяйственных территорий.
Экономическим прогнозом предусматривается реорганизация сельскохозяйственного комплекса. В целом, количество производимой сельскохозяйственной продукции сократится до масштабов обеспечения Москвы и ЛПЗП. Нерентабельные отрасли сельского хозяйства должны быть выведены в полосу второго пояса г. Москвы.
Очевидно, что глобальные объемы строительства в первом поясе Московской области невозможно приостановить. Но в этом случае необходимо экологизировать градостроительную политику в этой особой зоне.
Регулировать развитие производственных территорий, необходимо преимущественно за счет интенсификации использования существующих территорий, концентрация новых площадок в пределах зон урбанизации и, частично, субурбанизации. Выезды на территории районов показали неэффективное использование промзон практически во всех районах.
В связи с реорганизацией территории под жилищное, культурно-бытовое строительство и природоохранные преобразования, предприятия, расположенные в жилых кварталах Ленинского, Одинцовского, Мытищинского, Люберецкого, Химкинского районов, либо подлежат перебазированию на территорию промзон, либо возможно их сохранение путем перепрофилирования, реорганизации, экологизации производства.
В целом в зоне первого пояса следует отказаться от размещения экологически вредных объектов, и медленными темпами осуществляется внедрение более экологичных промышленных объектов, в частности “Danon” в Ленинском районе.
Основываясь на результатах ретроспективного анализа социально-экономического развития столичного региона в переходный период и начальные годы нового века, а также оценив ресурсные возможности развития районов в перспективе, можно заключить, что при условии стабильности политического и социально-экономического развития страны, территория ЛПЗП на фоне остальной территории РФ имеет весьма значительные возможности для реализации имеющегося потенциала. И вероятен еще больший прорыв социально-экономического развития столичного региона относительно территории России в ближайшем будущем.