Аннотация:Ключевые понятия работы: психологическое преодоление («coping behavior»), стратегии поведения по преодолению, мотивационная направленность, факторы напряженности профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявление и анализ взаимосвязи мотивационной направленности и особенностей совладающего поведения в трудных и проблемных ситуациях в профессиональной деятельности педагогов.
Методологическая основа: современные парадигмы изучения профессионального стресса и совладающего поведения (R Lazarus, Folkman S., 1984; Бодров В. А. 2006, 2008; Дикая Л. Г., 2003; Китаева-Смык Л. А., 1983; Крюкова Т. Л. 2008; Леонова А. Б., 2004, 2007; Нартова-Бочавер С. К., 1997 и другие)
Объект исследования: мотивационная структура, факторы напряженности деятельности и особенности совладающего поведения педагогов в профессионально трудных ситуациях.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи мотивационной направленности личности и стратегий совладания педагогов.
Основные выводы:
1. Мотивационная направленность педагога взаимосвязана с выбором стратегий совладания с профессиональными трудностями:
•преобладание деятельностно-активной творческой мотивации у педагога связано с использованием конструктивных способов совладания с профессиональными трудностями, основными стрессорами при этом являются кризисные ситуации и повышенная ответственность;
•преобладание мотивации на поддержание жизнедеятельности и комфорта в социальной сфере связано с фиксацией на трудностях процессуального характера и задает тенденцию выбора дезадаптивных стратегий преодоления;
•мотивация поддержания жизнеобеспечение связана с выбором дезадаптивных стратегий преодоления;
2. Деятельностно - творческая мотивация оказывает существенное (но не определяющее) влияние на выбор продуктивных стратегий совладания с профессиональными трудностями.
3. Мотивационные факторы оказывают существенное влияние на выбор стратегии совладания с профессиональными трудностями, но, возможно, не определяющее.