Аннотация:Наше исследование было посвящено выявлению взаимосвязи между включенностью молодежи г. Москвы в использование цифровых технологий в виде социальных сетей и мобильных приложений и ощущаемой угрозой безопасности, связанной с их использованием. В первом параграфе первой главы нами было рассмотрено понятие риска в трактовках Э. Гидденса, У. Бека и Н. Лумана и выделены основные черты общества риска, а также роль доверия в установлении безопасности. Второй параграф был посвящен понятию приватности в контексте развития технологий, основным трактовкам этого понятия, а также явлению под названием «парадокс приватности». В результате нами была сконструирована концептуальная модель исследования, а затем выведены переменные, показатели и индикаторы, что позволило перейти к следующему этапу – проведению эмпирического исследования и анализу его результатов. Таким образом, цель исследования достигнута, а основные задачи выполнены.
В ходе исследования была проверена гипотеза о связи включенности молодежи г. Москвы в использование технологий с ощущаемой угрозой безопасности. В итоге основная гипотеза была подтверждена лишь частично: респонденты, меньше всех проводящие время в социальных сетях, больше остальных респондентов обеспокоены использованием их личных данных государством и бизнесом. Однако, несмотря на опровержение остальных гипотез-следствий, можно предположить, что время использования социальных сетей остается одним из важнейших показателей измерения включенности молодых людей в использование технологий, поскольку отражает их «встроенность» в повседневную рутину.
Кроме того, нами было проверено, действительно ли существует разрыв между обеспокоенностью пользователей нарушениями приватности и их реальными действиями (так называемый «парадокс приватности»). В целом нельзя говорить о том, что, будучи обеспокоенными нарушениями приватности, молодые люди совсем не заботятся о ее защите. Однако, в ходе разбиения респондентов на кластеры выяснилось, что как опыт удаления информации о себе из сети Интернет, так и опыт изучения информации о защите личных данных в каждой группе имеет свои особенности. Факторы, обусловливающие эти различия в поведении, нуждаются в дальнейшем изучении. Тем не менее, можно предположить, что немаловажную роль в этом играет признание собственной ответственности за приватность и ощущение неподконтрольности происходящего как одной из главных черт общества риска, согласно У. Беку и Э. Гидденсу. Представляется интересным и «сочетание несочетаемого» внутри групп – ощущение потери контроля и уверенность в ответственности пользователя, вера в стремление компаний сохранять конфиденциальность пользователя и одновременно с этим обеспокоенность использованием данных бизнесом, отсутствие обеспокоенности использованием данных в целях государства и вера в недостаточность законов для защиты данных пользователей. Как отмечал Э. Гидденс, установки «человека с улицы», как правило, двойственны: с одной стороны, потребность в доверии возникает в условиях недостаточности знания, с другой – недостаточность знания ведет к скептицизму или, по крайней мере, к осторожности. И действительно, недостаток знания оказался насущной проблемой для респондентов, поскольку непрозрачность функционирования технологий не только закладывает фундамент для обеспокоенности, но и может стать помехой для действий по защите приватности. Кроме того, подобные расхождения могут быть связаны с так называемым гистерезисом габитусов: выстраивание понятий, в которых мы пытаемся осмыслить цифровое пространство, может отставать от скорости изменений в нем.
Помимо вышеперечисленного, перед пользователями встает и другая проблема. По мнению П Штомпки, современный мир отмечен как возможностями, так и непрозрачностью. Тем не менее, угроза может крыться не только в непрозрачности, но и в самих возможностях: так, в рамках данного исследования выяснилось, что персонализированная реклама, которая, на первый взгляд должна стать помощником пользователю, может стать причиной усиления чувства видимости и прозрачности, ощущения некоего паноптикума.
Научная новизна работы заключается в исследовании феномена «парадокс приватности» на примере российской молодежной аудитории. Практическая значимость работы состоит в исследовании проблем нарушения приватности, с которыми сталкиваются пользователи социальных сетей и мобильных приложений. В качестве перспективы дальнейших исследований мы видим, во-первых, изучение факторов, побуждающих молодых людей использовать нестандартные меры для защиты личных данныx; во-вторых, анализ причин, по которым отдельные категории молодежи в меньшей степени минимизируют меры по защите приватности личной информации; в-третьих, выяснение причин, по которым внутри одной и той же групп могут сосуществовать противоположные установки по поводу обеспокоенности приватностью.