Аннотация:Проблема нагорного Карабаха является одной из острейших правовых проблем постсоветского пространства. Эта проблема имеет множество аспектов - исторический, политический, этнический, экономический, религиозный, культурный и идеологический, однако, на первом месте все- таки находится юридический аспект, поскольку только право может предложить объективный критерий, позволяющий решать серьезные проблемы, возникающие в сфере межгосударственного общения.
В чем на сегодня нет сомнений, так это в том, что Нагорный Карабах должен перестать быть символом противостояния армянского и азербайджанского народов. Более того, решение Нагорно-Карабахского конфликта отвечает подлинным интересам как Республики Армения и Азербайджанской Республики. Таким образом, урегулирование данного вопроса на основе принципов и норм современного международного права открывает в первую очередь возможность для экономического развития государств и обществ, а также улучшению социальной и иных чувствительных для населения областей.
К сожалению, в настоящий момент ситуация с Нагорным Карабахом еще далека от разрешения. И все имеющиеся сложности урегулирования, в свете новой фазы эскалации конфликта в 2020 году, были отягощены проблемой жестокого обращения с лицами попавшими в плен. Здесь особо следует отметить, что страдания в данном случае не ограничиваются только страданиями непосредственно военнопленных, но также являются страданиями их близких, испытывающих страх за судьбу попавших в плен.
На основании изложенного автор приходит к следующим выводам:
Ситуация в Нагорном Карабахе может быть охарактеризована как армяно-азербайджанский вооруженный конфликт и карабахско- азербайджанский вооруженый конфликт. В рамках нашего исследования квалификации был подвергнут армяно-азербайджанский вооруженный конфликт, который имеет все признаки, присущие вооруженному конфликту международного характера, и квалифицируется как международный. Хотя квалификация вооруженного конфликта, зависит не от политической воли конкретного государств-участников конфликта, а от оценки фактических обстоятельств на основе объективных критериев, в данной ситуации следует отметить, что и Республика Армения и Азербайджанская Республика разделяют данную позицию, хотя их аргументация различна.
Военным преступлением следует считать противоправное деяние, совершенное в ходе как международного вооруженного конфликта, так и конфликта не международного характера, которое представляет собой серьезное нарушение норм международного гуманитарного права и влечет за собой ответственность по нормам международного права и индивидуальную ответственность по нормам уголовного права. Особенностью такой категории преступлений как военные следует считать ее двоякую юридическую природу: с одной стороны, данные преступления относятся к нарушению правил ведения собственно военных действий, а с другой стороны, такие преступления запрещены нормами международного гуманитарного права, направленных на защиту прав лиц, которые не принимают непосредственного участия в вооруженном конфликте.
В ходе Нагорно-Карабахского конфликта были совершены следующие виды запрещенных деяний в отношении армянских военнопленных, а именно: убийства, смертные казни, физическое насилие, пытки, жестокое (бесчеловечное) обращение и унижающее достоинство обращения с военнопленными. Прокуратура Республики Армения в ходе предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по факту развязывания военнополитическим руководством Азербайджанской Республики агрессивной войны против Республики Армения и Арцахской Республики», в результате следственных действий собрала доказательства грубейших нарушений ряда норм международного гуманитарного права Вооруженными силами Азербайджанской Республики. В частности, на официальном сайте Прокуратуры Республики была размещена информация о нарушены норм статей 44, 45, 47 и части 5 статьи 85 дополнительного Протокола I от 1977 года к Женевской конвенции «О защите жертв международных вооруженных конфликтов» от 12-го августа 1949 года и пунктов 1, 7, 11, 12, 54 норм обычного международного гуманитарного права.
В заключении хотелось бы отметить, что на необходимость произвести обмен военнопленными и другими удерживаемыми лицами было обращено внимание таких документов как - Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта и Резолюция «Гуманитарные последствия конфликта между Арменией и Азербайджаном / Нагорно- Карабахский конфликт» Парламентской ассамблеи Совета Европы, при этом на необходимость гуманного обращения со всеми задержанными лицами обращалось внимание такими международными организациями, как Международный Комитет Красного Креста, Совет Европы, Организация Объединенных Наций, гуманитарными организациями Amnesty International, Human Rights Watch, Freedom House, органами международного правосудия - Международным Судом ООН, Европейский Судом по правам человека, а также Защитником прав человека Республики Армения и Нагорного Карабаха, Министерством иностранных дел Республики Армения и Премьер- министром Республики Армения.