Аннотация:Можно говорить, что настоятельная необходимость регулирования ситуации с международным терроризмом в Европейском Союзе возникла после теракта совершенного в Мадриде в 2004 году. Теракты в Лондоне в 2005 году, еще больше усилили страх европейской общественности и привели мировое сообщество к единству взглядов о недопущении насильственных террористических методов для достижения любых политических, национальных, религиозных и криминальных целей. После Лондонских событий встал вопрос об изучении возможностей террористов, для повышения потенциала Европейского Союза и ответных мер по борьбе с терроризмом. Как следствие, была разработана самостоятельная политика ЕС по борьбе с терроризмом. Также теракты во Франции поставили новые вопросы о современной природе международного терроризма, о реакции общества и правовых институтов на данные проявления, на значение политики интеграции для пространства Европейского Союза.
На основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
Первый вывод
Во внешней политике Европейского Союза сформировалось самостоятельное направление - противодействие и борьба с терроризмом. Первым элементом этого направления следует считать разработанную нормативно-правовую базу Европейского Союза. Вторым элементом - организационную структуру обслуживающую данное направление, где необходимо выделить такие ее основные институты как: Европейский Совет, Совет ЕС, Европейская служба внешних связей, а также систему специальных органов: Европол, Евроюст, Европейская система пограничного контроля (Евросур), Европейское пограничное и береговое агентство, Шенгенская информационная система II (SIS II), Совместные следственные группы, Координатор ЕС по борьбе с терроризмом, созданный для взаимодействия ЕС с сторонними организациями.
Таким образом мы видим, что одна из целей ОВПиПБ - противодействие трансграничной преступности. Основными характеристиками данного направления сотрудничества государств следует считать: во-первых, то, что общими полномочиями для достижения заявленной цели наделены все основные институты ЕС, а во-вторых, то, что органы, которые наделены непосредственными полномочиями по борьбе с преступлениями террористической направленности, имеют специальную компетенцию, отделы, группы, подразделения, которые не только взаимодействуют между собой, но и наделены правом использовать возможности друг друга и других органов и организаций изначально предназначенные для иных целей ОВПиПБ.
Второй вывод
Не вызывает сомнений то, что борьба с преступлениями террористической направленности проходит по большей части в государств-членах ЕС и в пределах их юрисдикций. Государства имеют собственные механизмы для противодействия терроризму, но при этом отдельным элементом, интегрированным в системы национального права государств-членов ЕС, являются имплементированные правовые предписания, что требует необходимости их встраивания в правовую модель норм национального права, а также реализованные на уровне национального права обязательства в виде создания системы взаимодействия правоохранительных органов государств на уровне ЕС, что влечет за собой восприятие опыта друг друга по предотвращению преступлений. Иными словами, мы видим, как обогащается внутренняя правовая система (среда) государств, что не может не способствовать более успешной борьбе с преступлениями террористической направленности.
На фоне того, что в рамках Европейского Союза разработаны самостоятельные правовые предписания и наделены компетенциями органы в целях противодействия терроризму, в рамках ОВПиПБ происходит политика сближения правовых систем государств-членов ЕС. Мы видим, что процесс реализации ОВПиПБ хотя и нельзя назвать интегративным, а только процессом сотрудничества государств, однако при этом происходит уникальный процесс сближения национальных уголовных правовых систем государств-членов ЕС в рамках борьбы с международным терроризмом.
Третий вывод
Процесс разработки понятия «терроризм» стал одной из сложных и неоднозначных проблем правовой науки всего мира. Отсутствие определения понятий «терроризм» и «международный терроризм» в доктрине и практике государств и международных организаций может привести к неблагоприятным последствиям для соблюдения принципа защиты и уважения прав человека и отразиться на практике реализации государствами и международными организациями мер по противодействию терроризму в свете разнящегося толкования этого термина.
Несмотря на это Директива Европейского Парламента и Европейского Совета «О борьбе с терроризмом» дает нам общее понимание аспектов термина «терроризм» в рамках пространства ЕС. К основным характеристикам в соответствии с директивой можно отнести насильственность, целью и итогом которой является смерть, либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, его имуществу. Отличительной чертой преступлений террористической направленности является хаотичность наносимого ущерба. Терроризм - это угроза не столько государственному строю, органам, должностным лицам. Основной удар террористических преступлений на себя принимают частные лица, у которых полностью отсутствует защита от внезапного террористического акта. Этот факт подводит к еще одной характеристике терроризма - устрашение населения и условия, создающие опасность гибели человека. В современных реалиях все государства-члены ЕС и сам ЕС поддерживают общую точку зрения, что терроризм неприемлем во всех формах его проявления.
Четвертый вывод
С момента начала централизованной борьбы с международным терроризмом на пространстве Европейского Союза меры контртеррористической деятельности эволюционировали и развивались вслед за изменениями и самих преступлений террористической направленности. Изменения особенностей преступлений диктуют необходимость применения новых средств для борьбы с ними. Отличительные черты террористических актов, совершенных на территории Европейского Союза, вызваны такими явлениями как неконтролируемый поток мигрантов, вербовка граждан и как следствие подготовка боевиков-террористов, сложно контролируемые финансовые потоки в поддержку терроризма.
Особенно серьезной проблемой стали быстроразвивающиеся современные технологии, которые террористы активно используют в преступных целях, и которые государства не всегда могут своевременно и полноценно контролировать. Все это вызывает и ряд проблем, которые возникают при реализации мер по борьбе с терроризмом. Серьезной проблемой оказался поиск баланс между защитой прав человека и национальной безопасностью, ведь обе категории основаны на верховенстве права, а это является одним из основ права Европейского Союза. Также остро стоит вопрос предотвращения религиозной радикализации терроризма, который требует особого подхода: учитывать одновременно права гарантированные ЕКПЧ иностранцам и вопросы национальной безопасности. Для решения данных проблем Европейскому Союзу необходимо проводить мониторинги, предотвращать доступ к террористической подготовке, искать способы решения вышеуказанных проблем с учетом быстроразвивающихся технологий, а также найти единый подход к ответу на вопрос о минимизации возможностей финансирования терроризма.
Пятый вывод
В настоящее время перспективными направлениями противодействия терроризму на пространстве Европейского Союза следует считать следующие: противодействие вербовке в террористические организации, контроль финансовых средств, противодействие актам сетевого терроризма, уделение внимание институту церкви, прекращение формирования будущих поколений террористов; защита граждан и инфраструктуры, минимизация последствий терактов, усиление учета потребностей жертв террористических актов. Изучив систему методов Европейского Союза, видится, что ЕС будет придерживаться выбранным им способам в борьбе с терроризмом адаптируя институты и средства борьбы под современные проблемы и задачи, возникающие в рамках противодействия международному терроризму, а также усиливая экономические, гуманитарные, социальные методы противодействия.