Аннотация:Актуальность темы исследования заключается в том, что происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений изменяется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных элементов этой формы является правовой комфорт.
Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.
В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. п. режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых – обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.
Самым «мягким» правовым режимом стимулирования является режим наибольшего благоприятствования, который складывается из целой системы привлекательных поощрений и льгот. Именно в подобном режиме многие субъекты права заинтересованы, ибо он создает для них немало преимуществ и выгод, благоприятный юридический климат, своего рода социально-правовой комфорт. Думается, что в современных условиях такой режим необходимо установить для всех инвесторов - отечественных и иностранных.
Малый и средний бизнес играет важную роль в российской экономике. В ряде стран доля его продукции в ВВП составляет более 50%. Развитие малого и среднего бизнеса захватывает широкие массы людей, активно вовлекая их в экономику и способствуя образованию среднего класса. В свою очередь, представители среднего класса, будучи сами производителями продукции и услуг, являются также их потребителями - они формируют существенную часть внутреннего спроса, стимулируя производство и обеспечивая рост ВВП.
В большинстве стран мира основная часть малых и средних предприятий – это предприятия сферы торговли, оказания услуг. В развитых и отдельных развивающихся странах существенную долю в промышленном производстве занимают социально-экономические субъекты, которые являются важнейшим компонентом институциональной структуры рыночной экономики. Сбалансированная структура хозяйства предполагает наличие рациональной пропорции в развитии крупных, средних и малых предприятий. В связи с этим возникает необходимость в изучении проблемы становления и развития важной составляющей промышленного производства – сектора малых и средних промышленных (производственных) предприятий.
На функционирование малого промышленного бизнеса воздействует множество факторов, как сдерживающих, так и позитивных. Для развития малого и среднего бизнеса необходимо сформировать правовой комфорт в РФ. Несовершенство законодательной и налоговой систем, коррупция и произвол чиновников, бюрократизм и малоэффективные способы поддержки малого промышленного бизнеса наряду с другими негативными факторами внешней среды отрицательно влияют на его развитие. В то же время имеются и позитивные факторы, способствующие росту социально-экономических субъектов: эффективные институциональные преобразования, инвестиции и другие формы рациональной поддержки социально-экономических субъектов.
Сравнительная сила тормозящих и позитивных факторов определяет темпы развития социально-экономических субъектов. Так, процессы становления и функционирования российского малого промышленного бизнеса на начальном этапе реформ характеризовались существенной неравномерностью и асинхронностью по сравнению с общемировыми тенденциями развития малого предпринимательства: периоды относительно быстрого роста числа малых промышленных предприятий чередовались периодами стагнации. При этом российские социально-экономических субъектов традиционно занимали малую долю в производстве продукции в ВВП (4,6%), поскольку специфика российского промышленного производства заключается в преобладании крупных предприятий.