Аннотация:Исследование было проведено с целью изучения индивидуально-психологических особенностей (выгорания в учебе и перфекционизма) студентов с различными мотивационными профилями.
Под “мотивационным профилем” мы понимаем типичное соотношение учебных мотивов. В качестве индивидуально-психологических особенностей нами рассматриваются такие актуальные в наши дни феномены, как уровень сформированности выгорания и перфекционизм. Об актуальности отобранных нами явлений говорят результаты проведенных ранее исследований. К примеру в работе А.Б. Холмогоровой с коллегами показан значительный рост уровня перфекционизма (в особенности его негативных аспектов) у российских студентов в период с 2005-2007 по 2017-2018 гг (Холмогорова, Гаранян, Цацулин, 2019).
Важно отметить, что ранее подобные работы на бакинской выборке не проводились.
Академическая мотивация является одним из важнейших аспектов учебной деятельности. Неблагоприятный мотивационный профиль (преобладание внешней мотивации с контролирующим типом регуляции, мотивация избегания неудач) демонстрирует связи с негативными психологическими состояниями учащихся, в частности, выгоранием. Исследования показали, что выгоранию в большей степени подвержены учащиеся, посещающие занятия из-за внешних причин, не видящие смысла в самой учебе (Осин Е.Н., 2015). У таких студентов наблюдается снижение эмоционального фона, равнодушие, цинизм и ухудшение отношений с другими, заниженная оценка собственных способностей и достижений. В то же время внутренне мотивированные учащиеся, получающие удовольствие от процесса приобретения знаний и решения задач, стремящиеся к достижению академических высот и саморазвитию, значительно реже и слабее подвержены данному состоянию (Осин, 2015, Cazan, 2015).
Другим феноменом, связанным с академической мотивацией, является перфекционизм – завышенные требования к себе и другим, стремление выполнять деятельность идеально. При этом происходит постоянное оценивание себя, зачастую, в негативном ключе. В модели П. Хьюитта и Г. Флетта выделяются три вида перфекционизма: ориентированный на себя (ПОС), ориентированный на других (ПОД) и социально предписанный перфекционизм (СПП). Если ПОС может и не оказывать негативного влияния на психологическое состояние человека, то СПП рассматривается исключительно как негативное явление.
В предыдущих исследованиях была выявлена корреляция СПП с внешней мотивацией, а ПОС – с внутренней. Кроме того, были обнаружены связи между перфекционизмом и выгоранием: у студентов с высокой степенью выгорания все три его компонента демонстрируют связи с СПП, с ПОС коррелируют деперсонализация и редукция персональных достижений, а с ПОД – только деперсонализация (Miquelon et all., 2005, Зацепина, Батурина, 2021).
Под выгоранием в учебе мы понимаем состояние связанного с учебой эмоционального истощения, утраты субъективного смысла учебной деятельности (цинизм) и снижения чувства собственной эффективности в учебном процессе. Данное определение основывается на концепции К. Маслак и С. Джексон, где были описаны соответствующие компоненты выгорания (Maslach, Jackson, 1984, Maslach, Leiter, 2016).
Феномен перфекционизма, так же изучаемый в настоящей работе, понимается нами вслед за Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой как “чрезмерное стремление к совершенству” (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2018, с. 9). В разработанной данными авторами модели выделяются три основные компоненты перфекционизма: озабоченность оценками со стороны других при неблагоприятных сравнениях с ними; высокие стандарты и требования к себе; негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве (перфекционистский когнитивный стиль) (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2018).
Гипотезы исследования:
1. Студенты с различными мотивационными профилями демонстрируют различия в выраженности выгорания: у студентов с преобладанием внешних мотивов и/или амотивации ожидается сильная сформированность выгорания, а у студентов с доминированием внутренних мотивов ожидается слабая выраженность выгорания.
2. Студенты с различными мотивационными профилями демонстрируют различия в выраженности перфекционизма: у студентов с преобладанием внешних мотивов и/или амотивации ожидается высокий уровень перфекционизма, а у студентов с доминированием внутренних мотивов – преобладание высоких требований к себе при низком уровне озабоченности оценками со стороны других и негативного селектирования.