Аннотация:Основные понятия данной работы: субъективная структура задачи, объективная структура задачи, обыденное мышление, практическая деятельность, естественное рассуждение, первичный анализ ситуации, обыденное сознание.
Основной целью исследования являлось изучение особенность субъективной структуры задачи в обыденном мышлении, выявление ее особенностей, а так же особенностей взаимосвязи субъективной структуры задачи и обыденного мышления. Была поставлена цель, изучить вербальные и невербальные компоненты мышления, которые можно использовать для анализа мыслительного процесса. Проследить проявление мышления в движениях глаз. Так же, соотнести выводы прошлых исследований с выводами настоящего исследования, проводимого на новом материале и отличной выборке.
Методологическим основанием исследования выступила психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее развитие в рамках смысловой теории мышления О.К. Тихомирова.
Объектом нашего исследования является мыслительная деятельность как таковая.
Предметом: субъективная структура задачи.
В основу специально разработанной методики легла методика В.Е. Клочко. Наша методика заключалась в следующем: испытуемому предлагалось прочитать, выделить и посчитать слова определенной направленности в двух текстах, один из них являлся задачей В.Е. Клочко, с наличием фактических ошибок, или противоречий физическим законам, а второй, нормальным текстом, который мы написали самостоятельно. Под противоречием, в данном случае, понимается некоторая информация, которая не соответствует действительности, например, река бегущая вверх. В процессе проведения исследования регистрировалась речевая продукция и движения глаз испытуемых (с помощью аппаратов IVIEW X HI-SPEED и SMI RED500).
В результате проведенного исследования мы подтвердили все гипотезы, выполнили все поставленные задачи и сделали следующие выводы:
- Субъективная структура задачи отличается логической несвязанностью и фрагментарностью. Отношение к тексту как художественному снижает критическое отношение к его содержанию;
- При выполнении задачи испытуемые зачастую расширяли или, наоборот, слишком сужали поставленную задачу, что приводило к неправильному ее выполнению, либо невыполнению вовсе. Это говорит о том, что субъективная структура задачи опирается на обыденное мышление и формируется на основе первичного анализа ситуации. Субъективная структура задачи в обыденном мышлении направлена на решение узконаправленной задачи и отличается некритичностью к нецелевым элементам (содержанию);
- Субъективная структура задачи в большей степени предикативна и эмоциональна. Независимо от инструкции, испытуемые при пересказе делали акцент на эмоциях и действиях, либо не делали акцентов вообще, однако, не на предметной составляющей текста;
- Результаты анализа данных регистрации движений глаз показал, что движения глаз раскрывают структуру и динамику развития субъективной структуры задачи. Если при первом прочтении испытуемый пробегал глазами весь текст, то при дальнейшем поиске глаза останавливались только на тех элементах, которые могли бы или соответствовали поставленной задаче;
- Стратегии движения глаз при чтении разных текстов в большинстве случаев совпадают. Стратегии движения глаз при чтении и поиске согласованны, в зависимости от того, как испытуемый прочитал текст, он ориентируется в нем, вследствие чего, выбирает ту или иную стратегию поиска, что подтверждается, так же, сопряженностью данных по времени чтения текста и стратегией поиска в тексте.