Организация, в которой проходила защита:
Высшая школа экономики
Год защиты:2024
Аннотация:В настоящее время культурное производство и экономика креативных индустрий приобретают все большее значение для экономик стран в постиндустриальном мире [Yin, Derruder, 2021]. Происходит активное появление новых центров на мировой культурной карте, процессы создания добавленной стоимости, в том числе в креативных и культурных отраслях, становятся более гибкими и специализированными, а символические и связанные с локальной идентичностью продукты все больше ценятся потребителями продукции этих отраслей [Scott, 2010].
В свою очередь исследования регионального экономического неравенства, а также различий в характере пространственного распределения между отраслями промышленности и сферы услуг лежат в основе экономико-географической дисциплины. Географическая наука не только описывает эти закономерности, но и моделирует их, способствуя принятию информированных локационных решений.
В 2013 г. Европейский союз (ЕС) представил концепцию Стратегии умной специализации (S3), которая становится ведущей идеей европейской экономической политики в 2020-х гг. [Lopes et al., 2019; European Commission, 2022]. Эта концепция разработана в соответствии с идеей о том, что регионы наиболее эффективны, если они специализируются на тех видах экономической деятельности, в которых они уже успешны (имеют конкурентные преимущества). Вместо финансирования рискованных проектов, «дворцов в пустыне», ЕС фокусируется на поддержке своих уже хорошо зарекомендовавших себя специализированных регионов и траекторий, которым они следуют в соответствии с рыночной логикой.
Стратегия S3 соответствует недавно созданной научной концепции экономической сложности, разработанной Ц. Идальго [Hidalgo et al., 2007]. Эта теория использует детализированные данные о географии экономической активности для оценки экономической структуры территории, разнообразия и уникальности этой структуры, а также для прогнозирования изменения ее экономической специализации в будущем.
Однако, отчасти из-за новизны теории экономической сложности, а отчасти из-за нехватки региональных данных на крупном масштабе, большая часть работ по экономической сложности выполняется на национальном уровне. На данный момент в академической литературе не существует работ, которые бы не только описывали пространственное распределение креативных и культурных отраслей на региональном или микроуровне, выявляли пространственные закономерности, причины и политические следствия наблюдаемого рисунка, но и совершали бы попытку прогноза дальнейшего развития CCI.
Отдельный интерес в свете постиндустриальных трансформаций представляет тема специализации европейских регионов на креативных и культурных индустриях (англ. Creative and Cultural Industries, CCI), поскольку эта совокупность отраслей, которую труднее всего охватить с помощью традиционных методов анализа. В то же время роль культурных и креативных отраслей в развитых экономиках нарастает, а пространственный фактор имеет для них повышенное значение, поскольку большая часть процессов создания добавленной стоимости здесь напрямую связана с личными контактами.
В работе в качестве отправной точки для расчета связанности и экономической сложности используются данные о региональной занятости в странах ЕС, дезагрегированные по двухзначной статистической классификации NACE. Данные о занятости — один из трех типов исходных данных для анализа экономической сложности, предложенных Идальго [Hidalgo et al., 2007], наряду с товарной структурой регионального экспорта и техническими патентами. На данный момент экономическая сложность для европейских субнациональных регионов рассчитывалась только с использованием данных о патентах [Buccellato, Corò, 2020; Mewes, Broekel, 2022; Pinheiro et al., 2022] и торговле [Buccellato, Corò, 2020; Pinheiro et al., 2022]. Чаще всего, однако, открытые данные о структуре занятости, технических патентах и перетоках добавленной стоимости между отраслями ограничиваются национальным уровнем, что затрудняет задачу оценки структуры региональной специализации. Другая проблема — недостаточная детальность классификации региональных данных по отраслям. Эта проблема решается с помощью базы данных Европейской платформы сотрудничества кластеров (англ. European Cluster Collaboration Platform, ECCP), данные в которой предобработаны для проецирования на номенклатуру территориальных единиц для статистических целей (фр. nomenclature des unités territoriales statistiques, NUTS) 2-го уровня (например, провинций Нидерландов или регионов Франции).
Исследовательский вопрос этой работы — регионы с каким уровнем экономической сложности с наибольшей вероятностью увеличат свою специализацию на креативных и культурных индустриях в ЕС?
Цель данной работы — оценка связности культурных и креативных отраслей субнациональных регионов ЕС в рамках теории экономической сложности и выявление роли креативных отраслей в цепочках создания добавленной стоимости.
В качестве объекта исследования рассматриваются креативные и культурные индустрии регионов стран Европейского Союза.
Предмет исследования — уровень экономической сложности и специализации европейских субнациональных регионов с фокусом на культурных и креативных отраслях. Взаимосвязь текущего уровня сложности и специализации на креативных и культурных отраслях выступает таким образом показателем будущей динамики экономической сложности регионов.