Организация, в которой проходила защита:
Высшая школа экономики
Год защиты:2024
Аннотация:Зелёная инфраструктура в городах выполняет большое количество функций. Их можно разделить на три группы: экологические, социальные и экономические. Хорошо развитая сеть городского озеленения имеет много плюсов.
Глобальные изменения климата приводят к учащению волны жары, а в совокупности с эффектом городского острова тепла повышается тепловой стресс в городах. Ожидаемое увеличение серьёзности и продолжительности волн жары приводит к большему уделению внимания изучению роли зелёных насаждений в городах и их способности помочь с адаптацией к климатическим изменениям и их митигацией (Demuzere et al., 2014). Остров тепла и остров сухости в городе в летний период создают условия дискомфорта для людей (Кислов и др., 2017). Зелёные зоны обладают охлаждающим эффектом, который усиливается по мере приближения к ним (Chen, Wong, 2006). Несмотря на то, что у крупных зелёных пространств зоны влияния велики, это нивелируется их окраинным положением, что резко контрастирует с высокой плотностью застройки и большим количеством гораздо менее крупных зелёных зон в центрах городов (Klimanova et al., 2018).
Взаимодействие человека с природными элементами положительно сказывается на физическом и психологическом здоровье (Maas et al., 2009). Близость зелёных пространств мотивирует людей на выполнение физической активности (Tzoulas et al., 2007). Социальные преимущества пребывания в зелёных пространствах более эффективны для привлечения людей к выполнению физической активности, чем польза для здоровья (Gladwell, 2013). Зелёные зоны предоставляют возможность для взаимодействия людей друг с другом, укреплению социальных связей, росту чувства привязанности к соседскому сообществу и району (Dushkova et al., 2022). Всё это и сам факт наблюдения природы благотворно влияют на психику людей, снижая уровень стресса и тревожность, улучшая иммунитет и оказывая расслабляющее действие (Li et al., 2007). Но важно качество зелёных пространств, так как неухоженные могут, наоборот, повышать уровень тревоги в связи со страхом преступности (Kuo et al., 1998).
Развитие зелёной инфраструктуры и повышение качества зелёных пространств способно сократить затраты на здравоохранение за счёт улучшения здоровья горожан (Bowen, Lynch, 2017). Положительный экономический эффект зелёной инфраструктуры заключается в повышении привлекательности городов, что притягивает инвестиции в жильё, привлекает иностранный бизнес, приводит к росту туризма (Mell et al., 2016). Ещё экономические преимущества включают в себя, снижение потребления энергии для регулирования температуры в помещениях, а также увеличение стоимости недвижимости и налоговых поступлений в городской бюджет (Mell et al., 2016).
Для постиндустриальных городов характерен вынос промышленных мощностей за пределы города или их забрасывание (Votinov et al., 2020). Это привело к появлению в городском пространстве свободных участков, которым требуется редевелопмент и реинтеграция в городское сообщество. Часто они могут быть удачно расположены относительно центра города, к ним подведена инфраструктура (Votinov et al., 2020). Редевелопмент бывших промышленных зон препятствует разрастанию городов, делая их более компактными и предотвращая сокращение зелёных пространств в окрестностях городов (Loures et al., 2011). Москва, как и другие мегаполисы, столкнулась с негативным влиянием городского острова тепла на людей (Кислов и др., 2017), для неё также характерно разрастание городской территории и фрагментация окружающих город зелёных зон (Klimanova et al., 2018). Постиндустриальное развитие города привело к освобождению территорий бывших промышленных зон, которые перестраиваются под другие цели, включая жилищное строительство.
Понимание роли зелёной инфраструктуры в городах объясняет целесообразность проведения данного исследования, цель которого состоит в том, чтобы оценить обеспеченность существующей зелёной инфраструктурой в пешей и транспортной 15-минутной доступности для новых жилых районов в ареалах редевелопмента промзон в Москве. В ходе работы проверяется гипотеза о расположении бывших промышленных зон в отдалении от зелёных пространств, следовательно, предполагается, что будет наблюдаться нехватка озеленения для новых жилых районов. Объект исследования представлен реализуемыми проектами комплексного развития территорий (КРТ) в Москве. В качестве предмета выступает дифференциация проектов КРТ по обеспеченности существующими зелёными зонами.
Для достижения цели были поставлены несколько задач: (1) собрать данные из открытых источников о расположении и площади объектов зелёной инфраструктуры; (2) собрать данные о расположении и площади проектов комплексного развития территорий; (3) построить пешеходные и транспортные зоны 15-минутной доступности; (4) провести геоинформационный анализ; (5) оценить обеспеченность зелёными зонами на разных уровнях доступности.
Методы и результаты исследования могут быть использованы планировщиками, занимающимися проектированием новых жилых районов для внесения изменений в зависимости от наличия озеленения, а людям, заинтересованными в приобретении жилья, результаты исследования помогут оценить потенциальный уровень комфорта проживания в том или ином районе.