Аннотация:Ключевые понятия: аттрактивность, средства массовой коммуникации (СМК), гендер, традиционные (патриархатные) и эгалитарные гендерные представления, самооценка.
Цель исследования: выявление и изучение представления о привлекательности женских образов, транслируемых в средствах массовой коммуникации
Теоретическую основу работы составили:
1.Конструкционистский подход в социальной психологии (Андреева Г.М,, 2005; Стефаненко Т.Г, 2006; Улановский А.М., 2009).
2.Концепции, рассматривающие систему «пол/гендер» как задаваемую культурой базу социальной дифференциации и иерархизации общества (Клецина И.С., 2004;Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 1999; Берн Ш.М., 2001; Бем С.Л.,2004).
Объект: представления общества о привлекательности женских образов, транслируемой в СМК
Предмет: гендерные особенности восприятия привлекательности женских образов, транслируемой в СМК
Диагностический аппарат: собственно психологические (психодиагностические методы: беседа с просмотром печатных изданий, письменный опрос); методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Сравнительный анализ.
Методический инструментарий:
1. «Анализ гендерной компетентности личности» И. С. Клециной
2. «Методика исследования самоотношения (МИС)» С. Р. Пантелеева
Основные выводы по результатам работы:
Наибольшей популярностью пользуются образы, которые соответствуют характеристикам типичной женщины. Однако под влиянием современной культуры произошла его трансформация и одной из важных характеристик сейчас считается «Сексуальность».
При оценивании привлекательности, указания на привлекательные внешние характеристики внешности связаны с приписыванием положительных личностных характеристик и приятных эмоциональных состояний.
Оценка привлекательности женских образов не взаимосвязана напрямую с гендерными представлениями и самооценкой респондентов.
Так же не было выявлено взаимосвязи самооценки и гендерных представлений.
Было выявлено повышение самоотношения, за счет изменения по фактору «Внутренняя неустойчивость», у девушек с эгалитарными взглядами после просмотра фотографий девушек из СМК без ретуширования.