Аннотация:Геоинформационные и космические технологии занимают важное место в развитии современной географической науки. Практически ни одно исследование не обходится без использования данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗ) и геоинформационных технологий (ГИТ). Они являются ценным источником географической информации, а также определяют развитие современной картографии, предоставляя новые возможности интерпретации данных.
К школьной географии предъявляется требование соответствия современным научным знаниям и технологическим достижениям. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (http://base.garant.ru/55170507) и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (http://base.garant.ru/70188902) предполагают не только освоение учащимися теоретических основ географической науки, но также изучение основных методов географических исследований и приобретение картографической грамотности. Таким образом, в рамках школьной программы необходимо знакомить учащихся с геоинформационными и космическими технологиями.
«Владение умениями работать с геоинформационными системами» обозначено в Стандарте только для углубленного изучения географии в старшей школе (http://base.garant.ru/70188902), но для выполнения таких требований ФГОС, как «овладение основами картографической грамотности», «овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации», «владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации», и других положений ФГОС (http://base.garant.ru/55170507; http://base.garant.ru/70188902) знания о данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ), электронных картах и атласах, трехмерных картографических моделях, географических информационных системах (ГИС) следует вводить не только на профильном уровне в старшей школе, но они должны сопровождать основную программу обучения географии, так как без их использования невозможно представить современную географию.
Изучая географию, необходимо владеть современными знаниями не только о географических объектах, явлениях и процессах, но и современными знаниями о методах и технологиях, применяемых в географии (в том числе картографических).
Для успешной реализации новых образовательных стандартов в рамках школьного обучения географии необходимо довести уровень картографической грамотности школьников до соответствия современному развитию географической науки. Это предполагает активное применение на уроках географии космических и геоинформационных технологий.
Таким образом, разработка методической основы применения космических и геоинформационных технологий в обучении географии в рамках школьной программы является актуальной задачей.
Объектом исследования в рамках аттестационной работы является методика преподавания географии с использованием космических и геоинформационных технологий.
Предметом исследования выступает разработка концепции применения космических и геоинформационных технологий в обучении географии.
Цель аттестационной работы – нахождение эффективных решений задач школьной географии с помощью космических и геоинформационных технологий и разработка концептуальных методических рекомендаций по применению космических и геоинформационных технологий в обучении географии.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• изучить опыт внедрения космических и геоинформационных технологий в школьное образование;
• выявить возможности применения космических и геоинформационных технологий на уроках географии и проблемы, связанные с их использованием;
• определить перспективные направления и способы работы с использованием космических и геоинформационных технологий в обучении географии;
• разработать методические рекомендации по применению космических и геоинформационных технологий на уроках географии в общеобразовательной школе.
К настоящему времени накоплен некоторый опыт разработки и реализации образовательных программ с применением космических и геоинформационных технологий. Во многих школах России создаются благоприятные условия для включения космических и геоинформационных технологий в учебный процесс, но их применение не имеет массового характера, в том числе за счет недостаточного понимания места космических и геоинформационных технологий в структуре курса школьной географии, отсутствия определения единой концепции их внедрения в учебный процесс.
В рамках данной работы автор предпринимает попытку разработки концептуальных основ применения космических и геоинформационных технологий в обучении географии. Результаты работы могут иметь теоретическую и практическую значимость для методистов и учителей географии.