Аннотация:Дипломная работа А.И. Кожевникова посвящена анализу движений глаз в ситуации переработки противоречивой зрительной информации, при этом характер движений глаз связывается с эмоциональными процессами, сопровождающими когнитивную деятельность. Роль аффективных процессов в познавательной деятельности исследуется достаточно давно, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В данной работе предпринимается попытка выделить и проанализировать объективные показатели, связанные с протеканием аффективных процессов с помощью современных средств регистрации движений глаз. Это делает работу достаточно актуальной, так как в настоящее время в отечественной психологии наблюдается недостаток такого рода объективных, экспериментальных исследований. Разработанные методы и приемы могут позволить получить информацию о закономерностях соотношении познания и эмоций.
Работа А.И. Кожевникова включает в себя следующие разделы: Введение, Главы 1-2, Выводы, Заключение, Список литературы, Приложения.
Во Введении автор обосновывает актуальность исследования, формулирует объект и предмет, цель и задачи исследования, а также основную гипотезу, описывает методологические его основы, а также теоретическую и практическую значимость.
Первая, теоретическая глава посвящена обзору литературы, связанной с темой исследования. В ней описываются идеи о взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов, существующих в современной психологии. Также в ней рассматриваются исследования движений глаз в контексте изучения когнитивных процессов, в частности, при обработке «невозможных» изображений. Отдельный раздел главы посвящен пупилометрии – анализу размеров зрачка, описаны основные параметры регистрации поведения зрачка, представления об их взаимосвязи с когнитивными и аффективными процессами.
Во второй главе изложена методика и результаты эмпирического исследования глазодвигательной активности при восприятии невозможных фигур. В исследовании приняло участие 17 испытуемых, которые рассматривали одно и то же изображение, в котором присутствовали пространственные и физические ошибки. Испытуемый должен был найти эти ошибки, при этом на протяжении всего времени изучения изображения проводилась регистрация его глазодвигательной активности. Полученные данные о фиксациях глаз, саккадических движениях и изменениях размера зрачка анализируются в связи с моментами обнаружения противоречий и ошибок в изображении. С помощью статистического анализа показывается, что размер зрачка изменяется в моменты, предшествующие обнаружению ошибок. Также в работе приведены достаточно наглядные пупилографические «тепловые» карты, демонстрирующие, что обнаружение ошибок можно связать с расширением зрачка. В завершение эмпирической части делаются выводы о наличие взаимосвязи между обнаружением ошибок в невозможном изображении и характере глазодвигательной активности (конкретнее – в характере изменений размера зрачка), а также об эффективности используемых в работе методов.