Аннотация:Рабство в социально-экономической жизни
Османского государства XIV-XVI вв.
The role of servile labor in the economic and social life of the Ottoman state in the 14th – 16th centuries
В центре внимания данной работы совокупность проблем, связанных с отношением к рабству в исламских и османских правовых традициях. Основной целью является определение места рабов в социально-экономической жизни Османского государства в XIV-XV вв., выявление специфики рабства в Османском государстве. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
− определить место рабов в исламском праве;
− рассмотреть источники рабов в исламских правовых традициях;
− основываясь на предписаниях шариата, дать характеристику таким процессам как обращение в рабство, выкуп из рабства и обмен рабов;
− воспроизвести процесс освобождения из рабства в исламском праве и османских правовых традициях;
− охарактеризовать положение рабов и их место в общественной жизни по предписаниям шариата и правовых традиций Османского государства;
− осветить принципы функционирования тимарной системы как важной составляющей социально-экономической жизни Османского государства в XIV-XV вв.;
− прояснить роль капыкулу (государевых рабов) и «частных» рабов в Османском государстве;
− рассмотреть системы пенчик и девширме как основные источники поступления государевых рабов в османских правовых традициях;
− дать определение рабам-испольщикам и указать их положение в социально-экономической жизни Османского государства;
− охарактеризовать систему откупов;
− описать положение «отраслевых» рабов и их связь с системой откупов;
− определить роль рабов в системе дворцовых служб;
− отобразить специфику рабства в Османском государстве.
Источники. Для написания работы привлекались хроники Идриса Битлиси, Лютфи Паши, Мехмеда Нешри, Оруч Бея и Саддедина Эфенди. Хроника Идриса Битлиси описывает ключевой для данной работы период от создания Османского государства до времени правления Баязида II, с которым он жил в один исторический период. Хроники Оруч-бея сконцентрированы, главным образом, на столице Османского государства Едирне и его окрестностях. Его заслугой является очень тщательное фиксирование всего, что здесь происходило. Мехмед Нешри, как и Идрис Битлиси, в своей хронике описывал турецкую историю вплоть до периода правления Баязида II, которому он тоже являлся современником. Особенностью его хроник является изложение всех событий в причинно-следственной связи. Хроника Лютфи Паши имеет особое значение, т.к. он был не только историком, но и занимал пост великого везира.