Аннотация:Эффективная трансформация российской экономики требует решения большого количества сложных задач, на которые готовых и однозначных ответов нет, потому что процесс изменений протекает в условиях, соответствующих как общей специфике переходного периода, так и уникальным особенностям самой российской экономики. Особое значение приобретает в рыночной экономике рынок ценных бумаг. Он представляет собой механизм, создающий основу оперативного перетока инвестиционных ресурсов и экономического роста, открывающий возможности создания сильного частно-корпоративного сектора в национальном хозяйстве. Главной задачей рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций на предприятия, обеспечение доступа предприятий к более дешевому по отношению к банковским кредитам акционерному капиталу.
В то же время, государство как специфический участник отношений, возникающих в ходе функционирования данного рынка, оказывает активное влияние на рынок ценных бумаг. При этом оно не только покупает или продает ценные бумаги, но и определяет стратегию и направление развития, регулирует взаимоотношения, контролирует эффективность деятельности рынка. Исходя из вышеизложенного значение государственного участия в функционировании рынка ценных бумаг для экономики чрезвычайно велико, а стратегия, направления, методы и мера государственного воздействия являются, в свою очередь, объектом пристального научного внимания.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в России крайне непоследовательно, противоречиво: преследуемые цели не сопровождаются адекватными качественными мерами регулирования. Главной причиной низкого качества применяемых методов является неопределенность выработанной модели рыночных отношений, к которой осуществлялся переход от административной системы управления.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в условиях трансформационной экономики нуждается в комплексном исследовании, преодолении несовпадения точек зрения о том, как оно должно развиваться в целом и по отдельным аспектам его организации и функционирования, а также, что следует использовать из международного опыта и как учесть специфику страны. Несовпадение точек зрения означает различное представление о понятиях и функциях исследуемого рынка, его экономическом содержании, целях и задачах его государственного регулирования. Требуют анализа теоретические основы и методы регулирования, от которых зависит окончательный выбор модели рынка и разработка концепции государственного управления рынка ценных бумаг. Целесообразно научное осмысление опыта государственного регулирования рынка ценных бумаг в переходной экономике.