«Взаимосвязь эмоциональной близости с прародителями и психологическое благополучия ребенка (на примере выходцев из расширенных и нуклеарных семей)»курсовая работа (Бакалавр)
Аннотация:Актуальность
На формирование и развитие ребенка влияют многие факторы: семейный климат, состав семьи, социальное окружение, жизненный уклад взрослых и т.д. В условиях особенности менталитета и традиций, которые соблюдаются из покон веков на территории Республики Узбекистан, чаще всего становление и развитие личности проходит в расширенной семье. Однако в связи с глобализацией увеличивается число семей, предпочитающих проживание отдельное от родителей, а также экономические и геополитические условия вынуждают молодых людей к смене городов и стран проживания, оставляя старшее поколение на «родине». В такой ситуации ребенок растет и воспитывается либо в отрыве от прародителей, либо оставляется на воспитание им, в то время как родители работают в дали.
Руководитель нашей страны в своих выступлениях неоднократно высказывал глубокую мысль, что именно прародители передают проверенные ценности и традиции новому поколению. Через них ребёнок чувствует связь с прошлыми поколениями, учится с детства уважать и слушаться пожилых людей. Прародители часто берут на себя часть забот о внуках, помогают детям в бытовых вопросах. В связи с этим возникает необходимость ответить на вопрос «увеличивается ли эмоциональная дистанция между прародителями и внуками или же территориальная близость и количество времени проведенного совместно не столь важны как эмоциональная близость и теплота общения?». В этой связи становится актуальным изучить вопрос, о наличии различий в уровне психологического благополучия среди детей из расширенных и нуклеарных семей.
Проблема исследования
Проблема исследования взаимосвязи между эмоциональной близостью с прародителями и психологическим благополучием у детей из расширенных и нуклеарных семей заключается в необходимости выяснения, какие особенности отношений с прародителями оказывают наибольшее влияние на психологическое и эмоциональное состояние детей. Также важно определить, какие именно факторы учитываются самими детьми во взаимосвязи с прародителями.
Цель исследования
Изучить взаимосвязь эмоциональной близости с прародителями и психологического благополучия у выходцев из расширенных и нуклеарных семей.
Объект исследования
Психологическое благополучие ребенка.
Предмет исследования
Роль эмоциональной близости с прародителями в психологическом и эмоциональном благополучии детей из расширенных и нуклеарных семей.
Задачи исследования
Теоретические задачи исследования:
1. Проанализировать значение эмоциональной близости с прародителями.
2. Анализ подходов к психологическому благополучию ребенка.
3. Изучить различия в вопросах психологического благополучия между нуклеарными и расширенными семьями.
Эмпирические задачи исследования:
1. Проанализировать наличие различий в уровнях эмоционального напряжения у выходцев из расширенных и нуклеарных семей.
2. Проанализировать наличие различий у выходцев из расширенных и нуклеарных семей в тенденциях к депрессивному состоянию.
3. Проанализировать наличие различий во враимодействии с прародителями у выходцев из расширенных семей и взаимосвязь этих различий с эмоциональной напряженностью и тенденциями к депрессии.
4. Выявить наличия отличий в уровнях эмоциональной близости с прародителями у мальчиков и девочек.
5. Выявить отличия в уровнях эмоциональной близости в отношении к бабушкам и к дедушкам.
Гипотезы:
Общие гипотезы:
1. Уровень эмоционального напряжения у детей из расширенных семей, будет иметь отличия от уровня эмоционального напряжения у детей из нуклеарных семей.
2. Дети, проживающие в расширенных семьях, отличаются уровнем данных по «шкале депрессии» от детей, проживающих в нуклеарных семьях.
3. Школьники из расширенных семей, взаимодействующие с прародителями в первых и вторых выборах, в целом имеют более благоприятные показатели по уровню эмоциональной напряженности и данными по «шкале депрессии», по сравнению со школьниками из нуклеарных семей и школьниками из расширенных семей взаимодействующими с прародителями в третьих и четвертых выборах.
Частные гипотезы:
1.1 Высокий уровень эмоциональной близости с прародителями отрицательно коррелирует с уровнем эмоциональной напряженности у школьников.
1.2 Школьники из расширенных семей, которые находятся в отношениях с прародителями в первом и втором выборе , имеют более высокий уровень эмоционального напряжения по сравнению с детьми, у которых отношения с прародителями характеризуются высокой эмоциональной близостью.
1.3 Девочки из расширенных семей находятся в большей эмоциональной близости с бабушками, а мальчики с дедушками.
2.1 Уровень данных по «шкале депрессии» у детей из расширенных семей будет ниже, чем у детей из нуклеарных семей.
2.2 Дети из расширенных семей, находящиеся в большей эмоциональной близости с бабушкой, будут иметь более низкий уровень данных по «шкале депрессии».
Методологические основы исследования
Методологическими основами нашего исследования являются работы Барташова.О.А., Полякова С.Е., Демина Л.Д., Ральникова И. А., Дубровина И.В., Кошелева А.Д
Метод и методики исследования
Метод: Опрос посредством анкетирования