ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Медицинские приложения-тренажёры для восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии В современном мире проблема ухудшения зрения далеко не новость. Например, 90% жителей Японии носят очки или контактные линзы. 2-3% населения земного шара имеют специфические заболевания зрения: страдают расстройствами бинокулярного зрения и амблиопией. Игра "тетрис", написанная по заказу компании Stimed (http://42.tut.by/445423), с учетом некоторых особенностей человеческого восприятия позволила перейти на новый уровень в решении этой проблемы. (До этого многие дети лечились, преимущественно отделяя гречку от риса.) Между патентом (виртуальным изобретением, созданием опытного образца и внедрением в производство очень большая разница). На совершенствование методики, написание программного обеспечения, промежуточные исследования у нас ушло почти 4 года (первая встреча с врачом инноватором, разработавшим прототип, состоялась 22 мая 2015 года) [1]. Объект исследования - процесс восстановления бинокулярного зрения и лечение амблиопии Предмет исследования Восстановление бинокулярного зрения и лечению амблиопии у детей и школьников, развитие у них готовности к успешной деятельности для получения терапевтического эффекта Цель исследования: разработка, научное обоснование и опытная проверка работы медицинских приложений-тренажёров для восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии. А именно: 1) Создать программный комплекс, который учитывает требования методики, прошедшей всесторонние испытания и одобренной Министерством здравоохранения Беларуси (Регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения Республики Беларусь NoИМ7.98548), позволяющий апробировать данную методику на приложениях, отличных от игры “тетрис” (на платформере, квестах, шутере, аркаде, мультиплеерных гонках, интерактивных сказках, историях со множественными концовками,...) 2)Определить оптимальный вариант реализации методики в интерактивных сказках (историях со множественными концовками) 3)Улучшить реализацию методики, придав дополнительную мотивацию для использования приложений-тренажёров (комплекса, описанного в п.1) среди детей и младших школьников. Гипотеза Созданные нами медицинские приложения-тренажеры, как и программный комплекс, объединяющий некоторые из них, предназначены для тренировки и восстановления расстройств бинокулярного (в том числе стереоскопического) и монокулярного зрения (при косоглазии и амблиопии), профилактики этих нарушений у здоровых людей, а также в качестве развивающей игры для стимуляции сенсорно-моторных механизмов и совершенствования координации и логического мышления у детей дошкольного и школьного возраста. Основные положения, выносимые на защиту Мы разработали программный комплекс, включающий шутер, аркаду, платформер,интерактивную сказку, два квеста, 3D мультиплеерные гонки. Все приложения оформили для скачивания в виде интернет-магазина http://csc.minsk.by/shop: что было важно для организации дополнительных исследований [2] (чтобы иметь обратную связь с пользователями: для скачивания нужно вводить адрес электронной почты). Программный комплекс open-source можно скачать https://clck.ru/FBtMt Принцип лечебного воздействия приложений-тренажёров основан на разделении полей зрения цветными очками-светофильтрами (3D анаглифными стереоочками ). Объект наблюдения представлен в виде динамичной игровой ситуации (игры) на экране монитора. Цвета объектов игры соответствуют цветам светофильтров очков, при этом объекты, видимые одним глазом, являются невидимыми для другого. Поэтому, решение игровой задачи возможно только при одновременном различении всех объектов игры, что включает в процесс игры оба глаза пациента, тренируя и восстанавливая расстройства бинокулярного зрения и повышая остроту зрения при амблиопии. Дополнительная стимуляция зрительного анализатора достигается с помощью мерцания объектов игры с оптимальной частотой (12Гц). При лечении амблиопии стереоочки не нужны. При необходимости, пациент использует очки, корригирующие имеющиеся аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). При этом, хорошо видящий глаз должен быть закрыт (прямая постоянная окклюзия) на весь период лечения. Повышение остроты зрения контролирует врач–офтальмолог, наблюдающий пациента. При достижении остроты зрения, достаточной для тренировки бинокулярного зрения (пациент в стереоочках должен каждым глазом различать все объекты игры), при симметричном положении глаз, используют стереоочки, оба глаза открыты. Имеющуюся разницу в остроте зрения выравнивают методом «пенализации» (специальная оптическая коррекция, назначаемая окулистом) или «затуманиванием», используя тонкую полиэтиленовую пленку или мыло, которым смазывают стекло корригирующих очков, соответствующее лучше видящему глазу (смоченная водой полиэтиленовая пленка легко фиксируется на стекле корригирующих очков). Степень «затуманивания» определяют визуально, при этом пациент должен хорошо различать все объекты игры обоими глазами. Рекомендуемое время одного сеанса игры для детей дошкольного возраста не более 10 минут, для школьников не более 15 минут. Абсолютные противопоказания отсутствуют. Относительным противопоказанием является наличие у пациента злокачественных заболеваний и эпилепсии. Наши приложения-тренажеры удовлетворяют параметрам методики, разработанной Е.К.Сорочкиным, прошедшей всесторонние испытания и получившей разрешение Минздрава Беларуси к использованию в лечебной практике (Регистрационное удостоверение No ИМ-7.98548. Номер государственной регистрации: Мн-7.115739-1102.). Проведенные в ведущих медицинских учреждениях Беларуси клинические испытания показали высокую эффективность методики (после 10 сеансов лечения острота зрения при амблиопии повысилась в среднем на 0,11±0.01; фузионные резервы расширились в среднем на 6,5±0,73 призменных диоптрий). За последние два года у наших приложений (распространившихся через популярные интернет-магазины) под 1000 скачиваний, около 100 пользователей оставили положительные отзывы Литература: [1] Разработка курса по UNITY3D для обучения школьников написание компьютерных игр для лечения проблем бинокулярного зрения / Д. В. Гурьянов [и др.] // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке : материалы XII Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов БНТУ (72-й студенческой научно-технической конференции БНТУ), Минск, 19–20 мая 2016 г.: в 2 ч. / Белорусский национальный технический университет ; ред кол.: С.А. Иващенко [и др.]. – Минск, 2016. – Ч. 1. - С. 19-23 http://rep.bntu.by/handle/data/25616 [2] Гурьянов, Д. В. Использование современных it-технологий для создания методик, улучшающих зрение, а также сбора данных в медицинских исследованиях психо-физиологии зрения человека / Д. В. Гурьянов ; науч. рук. Т. В. Гурьянова // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке : материалы Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов, 24–25 мая 2018 г. – Минск : БНТУ, 2018. – Ч. 2. – С. 40-46 https://rep.bntu.by/handle/data/47712
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Краткий текст | issledovatelskaya_rabota2.odt | 8,3 МБ | 18 февраля 2019 | |
2. | краткая аннотация | Annotatsiya_k_rabote.odt | 20,7 КБ | 18 февраля 2019 |