ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретико-методических основ по формированию маркетингового комплекса энергосберегающей продукции. Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения сле-дующих задач: провести анализ социально-экологических и экономических факторов, повлияв-ших на развитие проблем энергосбережения и энергосберегающей продукции; классифицировать направления экономии энергии и определить место энерго-сберегающей продукции в этой классификации; классифицировать энергосберегающую продукцию; определить сущность понятия энергосберегающая продукция; выявить и проанализировать специфические характеристики маркетингового комплекса энергосберегающей продукции; предложить алгоритм действий предприятия по разработке маркетингового комплекса энергосберегающей продукции; применить алгоритм на промышленных предприятиях, занимающихся разработкой и производством различных видов энергосберегающей продукции. Объект исследования – отечественные промышленные предприятия, занима-ющиеся разработкой и производством энергосберегающей продукции. Предмет исследования - маркетинговая деятельность промышленных пред-приятий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, экономики и энергосбережения. Решение поставленных в диссертации задач осуществлялось с использованием системного подхода, методов формально-логического и статистического анализа. Статистическую и информационно-фактологическую основу исследования составили нормативные акты и инструктивно-методические документы всех уровней управления, статистические отчеты, обзоры состояния и динамики экономического положения, исследования, проводимые автором с 1999 по 2003 годы на ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод», ФГУП «Завод точной механики», ЗАО «Искра-Урал», материалы периодической печати и научные публикации по теме исследования. Лично автором получены следующие научные результаты: предложена классификация направлений экономии энергии, определены роль и место энергосберегающей продукции в этой классификации; осуществлена классификация видов энергосберегающей продукции, позволяющая уточнить определение энергосберегающей продукции; предложена трехуровневая матрица специфических характеристик маркетингового комплекса энергосберегающей продукции; разработан алгоритм действий предприятия по разработке маркетингового комплекса энергосберегающей продукции, позволяющий учесть выявленные специфические характеристики этой продукции; проведено применение алгоритма на отечественных промышленных предприятиях, занимающихся разработкой и производством различных видов энергосберегающей продукции. Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: 1) уточнено определение энергосберегающей продукции, как продукции про-мышленного производства, позволяющей при осуществлении функций, для которых она предназначена, экономить топливно-энергетические ресурсы и (или) стимулировать потребителя к их сбережению, основанное на выделении двух типов энергосберегающей продукции: продукции, стимулирующей энергосбережение и продукции, в результате эксплуатации которой экономятся энергоресурсы (п.15.4 паспорта специальностей ВАК РФ); 2) разработана матрица специфических характеристик маркетингового комплек-са энергосберегающей продукции, в основу которой положен принцип выявления для каждого вида энергосберегающей продукции трех уровней факторов маркетингового комплекса, включающих общий уровень, отличающий ее от других видов продукции, специфические факторы, присущие отдельно каждому виду продукции и факторы, обусловленные российскими условиями (п.15.13); 3) предложен универсальный алгоритм действий предприятия, позволяющий учесть выявленные специфические характеристики маркетингового комплекса при разработке или совершенствовании маркетингового комплекса различных видов энергосберегающей продукции (п.15.22). Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных методов и алгоритмов, которые могут быть использованы в работе маркетинговых служб промышленных предприятий при разработке или совершенствовании маркетингового комплекса различных видов энергосберегающей продукции. Диссертационное исследование выполнялось в рамках НИР №2808 «Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий (экономико-правовой аспект)». К настоящему моменту результаты исследования рассмотрены, одобрены и используются в деятельности ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод», ЗАО «Искра-Урал», ФГУП «Завод точной механики», что подтверждается соответствующими документами. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одоб-рение на различных научно-теоретических и научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на проблемном совете по маркетингу объединенного совета по экономическим наукам УрО РАН (г. Екатеринбург, 2001-2002г.), кафедре «Энергосбережения» ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ» (г. Екатеринбург, 2001г.), Всероссийской научно-практической конференции «Энерго- и ресурсосбережение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (г. Екатеринбург, 2001г.), Всероссийском симпозиуме по миниэкономике (г. Екатеринбург, 2002г.), Международной научно-практической конференции «Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства» (г. Киров, 2002г.). По материалам диссертации опубликовано 13 работ общим объемом 4,28 п.л., в том числе авторских 3,88 п.л. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 142 наименования и 14 приложений. Основное содержание работы изложено на 173 страницах основного текста, включая 12 рисунков, 26 таблиц.