ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Диссертация Т. Ю. Смирнягиной «Российский театр пантомимы в конце ХХ столетия» представляет собой оригинальное научное исследование, посвященное изучению феномена пантомимы – древнейшего вида зрелищного искусства, рассматриваются его эстетические качества, художественный язык, культурные смыслы, обновленные в опыте Вячеслава Полунина и созданного им театра «Лицедеи». С целью выявить закономерности развития форм пластической образности, как одного из основополагающих механизмов развития театрального искусства в целом, автор следует мысли, высказанной в начале ХХ века А. Я. Таировым о том, что пантомима, являясь родоначальницей актерского искусства, особенно значимо проявляет себя на сломе эпох. Следуя этому положению, на примере творческой, педагогической и организаторской деятельности Вяч. Полунина автор рассматривает феномен необычайной популярности «Лицедеев», длящейся три десятилетия, показывает, как Полунин на каждом отрезке 70-90-х гг. (застой, перестройка, кризис, коммерциализация культуры) меняет технологию игры, художественный язык, взаимосвязи «актер-зритель». Сформулированные Вс. Мейерхольдом принципы балагана – игра, импровизация, маска, гротеск – становятся базисом творчества «Лицедеев». Метод драматической импровизации, положенный в основу спектаклей, органично вырастает из особенностей их репетиционного процесса, технологически сходного с джазовой импровизацией. Автор исследует, как в условиях очевидной девальвации слова актер-режиссер Полунин использует стереотипы массовой культуры, разрушая изнутри ее «форматы» непредсказуемостью своего искусства. Усиливая элемент зрелищности содержательными спецэффектами в спектакле «сНежное шоу», Полунин не только обращается к традиционной развлекательной форме – феерии, представшей в новом качестве – шоу, но и обогащает ее, насыщая философским осмыслением, драматизмом. Пластическая партитура актера – максимум выразительности при минимуме внешнего действия. Открываются возможности современного искусства – в умении вписаться в масскультуру, не подчиняясь ее нормам, но напротив, внедряя свои ценности. Автор показывает, что колоссальная организаторская деятельность Полунина позволила не только заполнить в советской культуре лакуну площадного театра, но и в условиях урбанизации сознания вывести на рубежный виток искусство клоуна-мима. Анализ опыта паратеатральных форм позволил автору рассмотреть соотношения традиций и новых технологий, тенденции экспериментального поля 90-х годов, попытку отъединения от массовой культуры. Своеобразие подходов к театрализации перформансов расширяет представления о пространственно-временных характеристиках, способах коммуникативных связей со зрителем, ракурсах поиска пластической образности на рубеже эпох, обнаруживает встречное движение к театру виртуальному, метафизическому, что позволяет Полунину укреплять не только собственную индивидуальность, но и сохранять сущность своего искусства. Серьезное изучение источников позволило автору расширить проблематику немногочисленных исследований о пантомиме. Труды режиссеров-реформаторов, актеров-мимов, исследования в области искусствознания, смежных наук (философия, социальная психология, мифология) создали автору фундамент для развития собственных идей. Новизна работы состоит в том, что впервые проблемы русской пантомимы конца ХХ века стали объектом культурно-исторического исследования. Опыт Полунина, сумевшего в новых социокультурных обстоятельствах доказать возможность и необходимость формирования в актере не только исполнительского таланта, но и авторского, позволяет диссертанту усмотреть в производном от пантомимы явлении – клоун-мим-театре – форму авторского творчества и, как следствие, придти к логичному выводу об авторском характере всех разновидностей пантомимы. Работа имеет практическую ценность для актеров и режиссеров театра, эстрады, цирка, становится базой для дальнейших исследований теоретических проблем, связанных с искусством актера-режиссера. Председатель Диссертационного совета, доктор искусствоведения, профессор Бартошевич А.В. Ученый секретарь Диссертационного совета доктор искусствоведения Старикова Л.М.