ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Диссертация посвящена исследованию генезиса, доктринальных основ, юридической природы и особых правовых характеристик политики энергетической безопасности Европейского Союза. В работе освещена эволюция правового регулирования вопросов энергетической безопасности ЕС, раскрыты особенности формирования энергетического права ЕС в части регулирования вопросов обеспечения энергетической безопасности ЕС. В развитии международного энергетического права наблюдается определенное столкновение двух концепций: концепции энергетической безопасности, базирующейся на рыночных принципах и характерной для стран-потребителей, и концепции энергетической безопасности, основанной на защите «энергетического суверенитета» и поддерживаемой странами-производителями энергоресурсов. Европейская концепция энергетической безопасности базируется на категориях доступности и приемлемого уровня цен на энергетические ресурсы. Элементами обеспечения энергетической безопасности выступают безопасность поставок (наличие необходимого количества энергоресурсов и инфраструктуры для их поставки) и безопасность потребления (энергоэффективности, экологической безопасности и т.д.), что находит соответствующее отражение в правовом регулировании отношений энергетической безопасности и связано с формированием и действием энергетического права ЕС. Возникновение энергетического права ЕС, первые нормы которого формировались в рамках создания и функционирования первых европейских объединений: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского объединения по атомной энергетике (Евроатом), тесно связано с обеспечением энергетической безопасности. Значительное влияние на становление и развитие энергетической безопасности ЕС имела и институциональная среда, в первую очередь Международное энергетическое агентство, созданное Организацией экономического сотрудничества и развития в 1974 г. на основании Соглашения о международной энергетической программы как реакция западных стран на нефтяной кризис 1973 года. Развитие правового регулирования политики энергетической безопасности ЕС прошло три этапа: I этап (1950-1990 гг.) – фрагментарное и секторальное регулирование вопросов энергетической безопасности в отдельных сферах: уголь (ЕОУС), атомная энергия (Евратом), резервы нефти и нефтепродуктов (Директива 68/414/ЕЭС), информирование Комиссии об объемах импорта нефти и газа (Регламент 1055/72/ЕС); II этап (1991-2007 гг.) – внедрение солидарности и системности в регулировании энергетической безопасности: общие правила транзита электроэнергии и газа (Директива 90/547/ЕЭС, Директива 91/296/ЕЭС), образование внутреннего энергетического рынка (Первый и Второй энергетические пакеты), солидарное обеспечение безопасности поставок газа (Директива 2004/67/EC), распространение энергетического acquis communautaire (Договор к Энергетической Хартии и Энергетическое Сообщество); III этап (после 2007 г.) – закрепление совместной компетенции в энергетической сфере (в том числе в области энергетической безопасности): общая энергетическая политика (Лиссабонский договор), завершение формирования внутреннего энергетического рынка (Третий энергетический пакет). Современная политика энергетической безопасности ЕС охватывает три сферы: безопасность энергии (доступность и инфраструктура); конкуренция (внутренний рынок и доступ); экология (устойчивость к климатическим изменениям), два направления (общая внешняя политика, общая внутренняя политика) и характеризуется тенденцией перехода от традиционной модели (централизация и вертикальная интеграция предприятий энергетического сектора) к либеральной модели (развитие конкуренции в тех сферах, где она возможна, и использование регулятивных мер, заменяющих конкуренцию в случае естественных монополий), что обуславливает смену правового регулирования. Система правовых средств гарантирования обеспечения безопасности поставок энергоресурсов ЕС в рамках Третьего энергетического пакета включает: безопасность общественного обслуживания, надзор за безопасностью, региональная солидарность безопасности поставок, технические правила, сертификация операторов транспортных систем и требования к инвестиционному планированию. Среди источников энергетического права ЕС особое значение имеют международные соглашения ЕС по энергетическим вопросам; вторичное законодательство ЕС в сфере энергетики – директивы, регламенты; «мягкое право» – документы органов ЕС, кодексы поведения субъектов энергетического рынка и т.п. Главной особенностью энергетического права ЕС является его распространение на третьи государства на договорных началах. Такое распространение имеет трехуровневую структуру: 1) имплементация законодательства и стандартов ЕС, 2) создание регулятивной среды по транзиту энергоресурсов, 3) создание единого энергетического рынка. Кроме узких отраслевых задач проведения энергетической политики, распространение энергетического acquis communautaire выполняет и более широкие интеграционные функции – формирование правовых и институциональных основ для дальнейшей европейской интеграции. Формирование энергетического права ЕС в области политики энергетической безопасности ЕС осуществляется благодаря функционированию институциональной основы данной политики, состоящей из трех основных элементов: 1) органы ЕС (Парламент, Совет, Комиссия, Генеральный Директорат по энергетике) 2) специализированные агентства ЕС (Совет Европейских энергетических регуляторов (CEER), Европейская Группа регуляторов Электроэнергии и Газа (ERGEG), Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER), 3) Энергетическое Сообщество и созданные при нем форумы (Форум по электроэнергетике, Форум по газу , Форум по нефти и Социальный форум). The thesis presents a research of genesis, doctrinal foundations, legal nature and specific characteristics of the EU energy security policy. This scientific work runs about the evolution of the EU energy security, special attention is paid to the issues concerning the EU energy law formation in the context of the providing the EU energy security. Current EU energy policy (as part of the European energy policy) covers 3 spheres: energy safety; competition; ecology and they are the subject of the EU energy law regulation. Among the most important sources of the EU energy law: the EU multilateral energy treaties, the EU secondary law in the sphere of energy (directives, regulations; “soft law’’ – documents of the EU organs, Codes of Conduct for Energy marketing and trading, etc.). The author considers the structure and legal powers of the institutions which are carrying the functions of formation and exercising the EU energy security policy. The scientific approaches to the defying the influence of structure and specifics of different spheres interaction (security of supplies, competition and sustainability) and directions (common external policy, common internal policy) of the EU energy policy on EU energy law are substantiated. Also the system of the legal means of the EU energy resources supplies guarantees under the Third Energy Package was analyzed. Дисертацію присвячено дослідженню генезису, доктринальних основ, юридичної природи та особливих правових характеристик політики енергетичної безпеки Європейського Союзу. У роботі висвітлено еволюцію правового регулювання питань енергетичної безпеки ЄС, розкрито особливості формування енергетичного права ЄС в частині регулювання питань забезпечення енергетичної безпеки ЄС. Сучасна політика енергетичної безпеки ЄС (як складова європейської енергетичної політики) охоплює три сфери (безпечність енергії, конкуренцію, екологію) та є предметом регулювання енергетичного права ЄС. Серед джерел останнього особливе значення мають багатосторонні міжнародні угоди ЄС з енергетичних питань; вторинне законодавство ЄС в сфері енергетики – директиви, регламенти; «м’яке право» – документи органів ЄС, кодекси поведінки суб’єктів енергетичного ринку тощо. Розглянуто питання складу та повноважень інституцій, що виконують функції щодо формування та реалізації політики енергетичної безпеки ЄС. Обґрунтовано наукові підходи до визначення впливу структури та специфіки взаємозв’язків окремих сфер (безпека постачання, конкурентність, екологічна сталість) та напрямів (спільна зовнішня політика, спільна внутрішня політика) політики енергетичної безпеки ЄС на енергетичне право ЄС. Розглянуто систему правових засобів гарантування безпеки постачання енергоресурсів ЄС в рамках Третього енергетичного пакета.