![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной ономастики является тщательное описание русского ономастического пространства, в том числе эргонимической и урбонимической подсистемы. Анализ структуры, способов создания, особенностей функционирования наименований детских образовательных организаций внесет определенный вклад в понимание того, как формируется городской ономастикон, как в конкретной группе онимов реализуется креативный потенциал русского языка. Объектом исследования являются названия детских образовательных центров. Предметом работы выступают структурно-семантические особенности эргонимов данного типа, их включенность в культурный контекст и обусловленность им. Цель работы – комплексное исследование наименований детских образовательных учреждений России, в частности, Поволжья. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1. дать характеристику понятию «эргоним» и рассмотреть его с позиций малого письменного жанра; 2. дать определение термину «поликодовый текст», выявить его особенности; 3. исследовать эргоним как разновидность поликодового текста; 4. проанализировать научную литературу и описать различные подходы к изучению языковой игры; 5. составить собственный корпус названий детских образовательных центров (в первую очередь – поволжских); 6. выработать принципы классификации эргонимов данного типа с учетом их структуры и семантики, культурного фона, способов создания (в точности, игровых), включенности в ономастическое поле и проч.; 7. провести ассоциативный психолингвистический эксперимент в различных фокус-группах (выявить особенности восприятия и интерпретации эргонимов различными целевыми аудиториями – школьниками разных возрастов, их родителями, преподавателями). Отбор материала и его исследование производятся при помощи следующих методов и приемов: 1. описательный метод – один из ведущих, использовался при сборе и систематизации эргонимов, при обобщении, интерпретации и классификации материалов; 2. статистический метод – применялся при определении наиболее распространённых видов эргонимов; 3. метод компонентного анализа – использовался для описания видов эргонимов; 4. структурный анализ составляющих, входящий в состав эргонимов. Гипотеза исследования: новые приемы воздействия эргонимов на потенциальных потребителей (детей и их родителей) могут способствовать успешной реализации коммерческих товаров и услуг. Научная новизна. Данная группа онимов еще не подвергалась подробному лингвистическому анализу. Предполагается исследовать их в структурно-семантическом, прагматическом и психолингвистическом аспекте, а также рассмотреть в широком контексте работ, посвященных феномену языковой игры. Практическая значимость материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов, организации спецкурсов и спецсеминаров, составлении учебных пособий по русской ономастике, словообразованию современного русского языка, практической и функциональной стилистике, активным процессам в русской грамматике. Языковой материал исследования может быть включен в лингводидактические и лингвометодические пособия для преподавания русского языка как иностранного, а также может быть использован при подготовке и проведении курсов повышения квалификации для учителей средних школ.