ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В научной литературе ещё можно встретить исследования половых различий механизмов психологических защит в младшем школьном (А.П. Королева, 2007), старшем подростковом и раннем юношеском возрастах (Т.В. Тулупьева, 2001; А.Б. Карпов, 2007), но исследования особенностей защитного поведения в младшем подростковом возрасте только начинают проводиться (А.В. Соловьева, 2009). Поэтому младший подростковый возраст является особенно актуальным для изучения половозрастных особенностей защит. Цель исследования: выявление половозрастных особенностей механизмов психологических защит в подростковом возрасте. Объект исследования: психологические защиты у подростков разного пола. Предмет исследования: взаимосвязь психологических защит и аспектов полоролевой идентификации как важнейших составляющих Я-концепции подростков. Гипотезы исследования: 1) Существуют половые различия в использовании защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах. 2) Существуют полотипические виды защит, которые чаще всего используются представителями мужского и женского полов, независимо от их возраста. Они связаны с усвоением аспектов полоролевой идентификации. Для достижения поставленной в исследовании цели и проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать основные источники по проблеме половозрастных особенностей психологических защит. 3 2. Подобрать методики исследования. 3. Выявить особенности функционирования психологических защит в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах в соответствии с половыми различиями. 4. Выделить полотипические виды защит на всех исследуемых возрастных этапах. 5. Проследить взаимосвязь усвоения характеристик полоролевой идентификации и особенностей функционирования различных защитных механизмов. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования послужили принципы системного подхода к изучению целостности личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); детерминизма (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн); интеграции социальных и биологических факторов в развитии.