ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Объект исследования – англоязычные политико-философские концепции последней трети ХХ века (эгалитарный либерализм, либертарианство, коммунитаризм). Предмет исследования – кантианские идеи, использованные для подкрепления и критики указанных концепций, интерпретации в них понятий и аргументов практической философии Канта, дискуссии вокруг наследия Канта в современном либерализме. Цель исследования – выявить связи и отношения, существующие между современными либеральными теориями и философией Канта, подвергнуть анализу интерпретации кантовской политической теории современными авторами, оценить степень актуальности идей Канта для современной политической философии, реконструировать концепцию человека, лежащую в основе современного политического кантианства, и сопоставить её с собственно кантовской и с соперничающими концепциями. Задачи исследования: Провести анализ реконструкций политической философии Канта в англоязычном кантоведении второй половины ХХ в. Оценить возможности применения политической философии Канта для концептуализации и решения теоретических и практических проблем политической философии последней трети ХХ в. Изучить рецепцию кантовской философии в эгалитарном либерализме. Провести анализ попытки Джона Ролза адаптировать ключевые понятия и аргументы практической философии Канта для обоснования эгалитарной «теории справедливости как честности». Дать оценку попыткам использовать философию Канта для обоснования современных политических концепций рациональности и моделей принятия решений. Исследовать адаптацию категорического императива в либертарианской теории Роберта Нозика. Проанализировать критику кантианской деонтологии Майклом Сэнделом. Дать оценку критике морально-политической философии Канта Аласдером Макинтайром и Чарльзом Тейлором. Методологические и теоретические основы исследования. Диссертация опирается, во-первых, на методологические принципы современной аналитической традиции, включающие системность, доказательность, критичность, понятийную ясность, последовательность в аргументации, внимание к контекстам употребления выражений. Именно эти принципы являются нормой для исследуемых англо-американских концепций. Другой теоретической основой является кантовский трансцендентализм, отличный от эмпиризма, присущего аналитической традиции вообще и её морально-политической ветви в частности, признающий значимость внеэмпирических факторов, трансцендентальной аргументации и занимающий нередуктивистскую позицию в их отношении. Наконец, третьей основой является методология исследований философии Канта, выработанная в отечественной и зарубежной традиции, принципами которой являются презумпция непротиворечивости кантовских текстов, требование системно-целостного анализа всякого раздела философии Канта, внимание к истокам и динамике кантовских взглядов, к концептуальным и терминологическим тонкостям, стремление избегать упрощений и соблазнов использовать взятые вне контекста кантовские положения как средство для подкрепления других доктрин. Эти принципы являются нормой для отечественного кантоведения, применительно к практической философии Канта они реализованы в работах А. В. Гулыги, Т. Б. Длугач, Л. А. Калинникова, А. Н. Круглова, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, Э. Ю. Соловьёва, А. К. Судакова и др. Эти же принципы соблюдаются в работах ведущих англо-американских кантоведов А. Вуда, П. Гайера, Р. Лаудена, К. Корсгард, Г. Элисона и др. Научная новизна диссертационного исследования В диссертации впервые проведён систематический анализ интерпретаций идей Канта в англоязычной политической философии последней трети ХХ в., установлено значение практической философии Канта для развития эгалитарного либерализма, либертарианства, коммунитаризма, для дискуссий между ними по ряду фундаментальных вопросов. Получены следующие результаты: 1) Оценены попытки трансформации смыслов кантовских понятий и аргументов с целью включения их в современные дискуссии и концепции. Выявлен фундаментальный конфликт между кантовским политическим трансцендентализмом и натурализмом, составляющим методологическую и мировоззренческую основу доминирующих направлений англоязычной политической философии указанного периода. 2) Изучена эволюция подходов к интерпретации и решению поставленных в кантовской философии проблем автономии, разумности, рациональности, свободы, долга, справедливости и др. в англоязычной политической философии указанного периода. 3) Систематизированы реконструкции политической философии Канта в англо-американском кантоведении, оценено их влияние на дискуссии в англо-американской политической философии. 4) Исследованы возможности и пределы освоения практической философии Канта современным либерализмом, выявлены расхождения кантианского и современного англоязычного либерализма. Обозначены и проанализированы стороны морально-политической философии Канта, которые можно считать консервативными, установлено их соотношение с её либеральными тенденциями. Сформулированы возможности осуществления кантианского синтеза современных либеральных и консервативных течений. 5) Определено место дискуссий о морально-политических идеях Канта в попытках философского осмысления вызовов современной эпохи, кризиса проекта модерна, в поиске стратегий будущего развития политических систем и в обозначении новых политических контуров личности. 6) Изучено значение категорического императива Канта для построения политико-философских концепций. Проанализированы попытки англо-американских философов использовать формулы категорического императива для подкрепления собственных доктрин, выявлены затруднения подобных попыток. Установлено соотношение пониманий фундаментальных характеристик рациональности и разумности в практической философии Канта и в современном англоязычном либерализме, выявлена их несоизмеримость. 7) Исследованы современные адаптации возводящегося к Канту деонтологического подхода к решению проблем морально-политической философии, оценена обоснованность характеристики теории Канта как «деонтологической». Установлено соотношение деонтологии и других подходов в обосновании доктрин эгалитарного либерализма, либертарианства, коммунитаризма. 8) Определены основания для критики морально-политической философии Канта в концепциях А. Макинтайра и Ч. Тейлора. Выявлен потенциал политической философии Канта для обогащения современных дискуссий о постсекулярном обществе. 9) Уточнены основания для классификации и сопоставления современных политико-философских теорий.