![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Перформанс — пожалуй, самый динамично развивающийся жанр современного искусства. Пределы концептуализации перформанса, возможные траектории его дальнейшего развития как автономного жанра являются одними из самых актуальных сюжетов современной гуманитарной мысли. Именно на примере перформанса представляется возможным эксплицировать ряд нетривиальных сюжетов, связанных с целым комплексом проблем теорий и практик современного искусства. Тем не менее, данная тема представляется недостаточно разработанной в русскоязычной гуманитаристике. Отечественные исследователи теорий и практик перформанса преимущественно сфокусированы на осмыслении отечественных перформативных практик, в первую очередь, — опыту девяностых-двухтысячных годов (Андрей Ковалев «Российский акционизм 1990-2000», Александра Обухова «Перформанс в России 1910-2010. Картография истории»). Более проблемный анализ искусства перформанса проводят такие современные исследовательницы и исследователи, как Александра Новоженова («Акционизм в период фрагментированного государства: модернистский акт после конца коммунизма»), Елена Петровская («Что остается от искусства») и Роман Осминкин («Коллективный перформанс в России конца XX- начала XXIвв.»). Тем не менее, как в отечественной, так и в мировой исследовательской литературе не достает проблемных работ, посвященных осмыслению специфики перформативных практик, которые при этом были бы написаны в оптике именно философского, а не искусствоведческого подхода – за исключением, пожалуй, только философа Кэти Чухров («Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства»), но центральным сюжетом её книги является всё-таки театральное искусство, а перформанса она касается лишь косвенно. 2. Определение перформанса Перформанс представляет собой пограничное явление в современном искусстве. Каждый художник и/или перформер в своих практиках пересобирает наши представления о том, что такое перформанс. Событийность перформанса, его интенция к постоянному движению и перформативному переопределению собственных границ противостоит попыткам заключить его в жесткие терминологические рамки. Тем не менее, для продуктивности дальнейшего рассуждения необходимо сформулировать некое рабочее определение. Так, Роузли Голдберг, одна из самых известных исследовательниц перформативного искусства, называет перформанс «дитя многих медиа» — потому как его жанровая специфика заключается в постмедиальности и мультидисциплинарности. В своей хрестоматийной монографии «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг пишет: «Сама природа перформанса не допускает точных или удобных дефиниций помимо того нехитрого заявления, что это — живое искусство в исполнении художников. Более строгое определение немедленно свело бы на нет саму возможность перформанса. Ведь он, не задумываясь, делает заимствования из всевозможных дисциплин и медиумов: литературы, поэзии, театра, музыки, танца, архитектуры и живописи, а также из видео, кино, фотографии и повествований, используя их во всевозможных комбинациях» . По этим причинам представляется, что наиболее эффективной стратегией будет выделение ключевых категорий эстетики перформативности, которые были бы репрезентативны для подавляющего большинства практик перформанса.