ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Объектом исследования в настоящей работе выступают образы живой природы (растения, птицы, животные, насекомые, водные обитатели) в живописи эпохи Чосон, которые объединены жанром хвахвеёнмохва. Предмет исследования – художественное своеобразие жанра хвахвеёнмохва, его идейная программа, образная система, художественно-выразительные средства и стилевые особенности в ранний, средний и поздний периоды Чосон в творчестве как профессиональных живописцев, так и художников-интеллектуалов. Цель настоящей диссертации – исследовать многообразие образов живой природы, их художественную эволюцию в корейской традиционной живописи. Представить жанр хвахвеёнмохва как одно из ведущих направлений корейского классического изобразительного искусства, определив специфику его развития. А также представить развернутый художественный анализ знаковых живописных памятники этого жанра. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании: – всесторонне комплексно изучена «живопись растений, птиц и животных» в корейском классическом искусстве эпохи Чосон; – в научный оборот отечественного искусствознания введен термин хвахвеёнмохва, определяющий особый жанр корейской живописи, получивший широкое распространение в период Чосон. Выявлены и систематизированы разновидности этого жанра; – представлена история зарождения и сложения жанра хвахвеёнмохва, проанализированы этапы его эволюции на протяжении всего периода Чосон; – благодаря анализу обширной источниковой базы определены идейные и философские программы, легшие в основу жанра хвахвеёнмохва, исследованы и систематизированы устойчивые иконографические мотивы, а также мотивы скрытого символизма «живописи растений, птиц и животных»; – представлен анализ иноземных влияний на живопись жанра хвахвеёнмохва прежде всего со стороны классического искусства Китая и в меньшей степени западноевропейской живописи; – в научный оборот отечественного искусствознания впервые вводится большое число неизвестных и малоизвестных памятников корейского искусства; – в оборот отечественной науки впервые вводится ряд средневековых литературных источников по истории корейского изобразительного искусства эпохи Чосон. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется его научной новизной: работа значительно углубляет и дополняет представления о корейской классической живописи, имеющиеся на сегодняшний день в российском искусствознании. Материалы исследования способствуют лучшему пониманию общих проблем и процессов, происходивших в корейском средневековом искусстве, расширяют теоретическую базу и открывают перспективы для дальнейших исследований традиционной живописи Кореи. Практическая значимость данной работы состоит в том, что анализируемый в диссертации материал восполняет пробелы отечественной науки в изучении истории изобразительного искусства Кореи. Исследование будет представлять практический интерес для искусствоведов, корееведов, историков, этнографов и всех интересующихся культурой стран Дальнего Востока. Диссертация может применяться как научно-методическая основа при составлении учебных программ, спецкурсов, семинаров, учебных пособий по истории корейского искусства и культуры, общей истории и философии Кореи; как информационный ресурс при создании справочных и общенаучных очерков по истории искусства Кореи и всеобщей истории искусства; может быть использована как материал для дальнейших исследований корейской традиционной живописи; как источник данных в музейной работе при составлении каталогов собраний, организации выставок, в проведении экспертизы и атрибуции художественных произведений; может служить визуальной и теоретической основой для современных художников, сфера интересов которых распространяется на дальневосточную традиционную живопись и корейское искусство. Методология определяется спецификой объекта исследования, материальной базой, целью работы и ее задачами. В основе диссертации лежит принцип комплексного подхода, носящий междисциплинарный характер, в том числе традиционные методы искусствознания. Метод культурно-исторического анализа, учитывающий особенности политического, социального и религиозного контекста, позволил воссоздать атмосферу эпохи и проследить развитие жанра хвахвеёнмохва в эпоху Чосон. Иконографический и иконологический методы позволили систематизировать типы изображений, выделить идейные и философские программы жанра хвахвеёнмохва, изучить устойчивые мотивы, выстроить видовые ряды, характерные для «живописи растений, птиц и животных». Формально-стилевой анализ помог представить стилевую эволюцию жанра хвахвеёнмохва, а также сопоставить формальные признаки стилей академической живописи конпхиль и «живописи идей» саый, показав их исключительное своеобразие. Социокультурный метод помог выявить специфику взаимоотношений художника и заказчика эпохи Чосон. Семиотический подход позволил определить скрытый символизм мотивов, присущих «живописи растений, птиц и животных», которые в средневековой Корее стали средством выражения морали, аллегорического отражения человеческих желаний и способом философско-поэтического осмысления мира живой природы. Помимо того, использованы методы исторической науки. Сравнительно-исторический анализ помог выявить национальное своеобразие искусства средневековой Кореи, долгое время находившейся в орбите влияния китайской культуры. Типологический метод использовался в целях классификации разновидностей жанра хвахвеёнмохва. Историко-биографический и персонологический методы применялись при составлении кратких биографий художников, работавших в жанре хвахвеёнмохва, и анализе их творчества.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст диссертации | Vostrikova_I_tom_II_tom_dissertatsii.pdf | 10,2 МБ | 21 мая 2023 | |
2. | Автореферат | Vostrikova_Avtoreferat.pdf | 782,6 КБ | 21 мая 2023 |