ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Цели: выявить и научно обосновать педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков c девиантным поведением. Доказана правомерность рассмотрения феномена материнской депривации в отношении подростков 12 - 15 лет, проанализировано влияние материнской депривации на возникновение и закрепление девиантного поведения у детей данного возраста. Выявлены и обоснованы депривационные факторы педагогического, психологического, медицинского и социального характера, которые являются следствием воспитания подростков в условиях материнской депривации, несвоевременное решение которых приводит к формированию девиантного поведения. Разработаны и апробированы педагогические условия минимизации последствий материнской депривации в рамках комплексной модели «Минимизация последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением». Расширены с точки зрения педагогики понятия «материнская депривация», «девиантное поведение подростков». Под материнской депривацией мы понимаем феномен воспитания ребёнка в условиях отсутствия (дефицита) заботы, любви и привязанности со стороны матери к своему ребёнку, обусловливающий психолого-педагогические и/или соматические расстройства у ребёнка, приводящие к нарушениям взаимодействия личности с социальной средой вплоть до формирования у них девиантного поведения. Девиантное поведение - социально-негативная направленность мышления и действий человека, отклоняющихся от норм (правовых, нравственных, эстетических, социальных), принятых в том или ином обществе на данном уровне социокультурного развития, которые нарушают благоприятное развитие личности и наносят вред как самой личности, так и общественному окружению, приводят к правонарушениям и преступлениям и влекут за собой санкции (изоляция, осуждение, лечение и другие формы наказания нарушителя). Обоснованы и определены понятия «последствия материнской депривации», «минимизация последствий материнской депривации». Последствиями материнской депривации выступает комплекс психологических, педагогических и соматических нарушений, от искажения интеллектуального развития и соматовегетативных дисфункций до расстройства взаимодействия с социальной средой, приводящего к возникновению и закреплению девиантных форм поведения. Минимизация последствий материнской депривации у подростков рассмотрена как система мероприятий, направленных на обеспечение психоэмоционального комфорта подростков в образовательной организации, устранение/снижение психолого-педагогических особенностей депривированных детей, исправление сложившихся у подростков негативных установок, привычек, которые приводят к становлению у них девиантного поведения. Теоретически обоснована система мероприятий по профилактике и коррекции девиантного поведения депривированных подростков, находящихся в интернатных учреждениях и общеобразовательных организациях, включающая: раннюю диагностику неблагополучия подростков с целью выявления у них депривационной симптоматики; организацию и проведение мероприятий по профилактике и коррекции девиантного поведения депривированных подростков (в рамках программы «Личность»); лекционные и практические занятия со специалистами, работающими с депривированными подростками с девиантным поведением с целью повышения компетентности педагогов в вопросах депривации и девиантного поведения несовершеннолетних детей (в рамках программы «Профессионал»). Изучаемая проблема рассмотрена в рамках полифункционального подхода, который позволяет задействовать широкий круг специалистов с целью профилактики и/или коррекции девиантного поведения у депривированных подростков. Создана и апробирована комплексная модель «Минимизация последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением», которая может быть использована в других образовательных организациях. Разработаны и апробированы программы обучения для педагогов «Профессионал» и для подростков «Личность»; даны рекомендации для педагогических коллективов образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению психоэмоционального комфорта депривированных воспитанников с девиантным поведением. Использование результатов исследования даёт возможность создавать в образовательных организациях педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением. Положения и выводы значимы для профессиональной сферы деятельности специалистов (учителей, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников).