Психология сознания и психосемантикаНИР

Psychology and psychosemantics of consciousness

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений, позволяя выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной желательности/ нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Примеры таких областей: политическая психология, психология восприятия искусства, психодиагностика маленьких детей. В этих направлениях велась работа лаборатории. 1. Было построено семантическое пространство с помощью опросника «Образ политического лидера» на базе ряда современных политических лидеров и исторических персонажей, сыгравших значительную роль в мировой политике в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Список оцениваемых лидеров: Владимир Путин, Барак Обама, Пак Кын Хе (Южная Корея), Ким Чен Ын (Северная Корея), Си Цзиньпин (Китай), Пак Чон Хи (Южная Корея), Адольф Гитлер, Синдзо Абэ (Япония), Иосиф Сталин, Далай Лама, Мао Цзэдун. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская методика «Психосемантика образа политика». Список лидеров: Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия тех или иных объектов реальности. В качестве основных категорий были выделены: Демократичность и моральность в политике ↔ Авторитарность; Сила и харизматичность личности, Ориентация на интеграцию в мировую экономику. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ. 2. Была создана компьютерная версия диагностической психосемантической методики "Сказка". Сказочный Семантический дифференциал представляет собой психосемантическую методику, разработанную В.Ф. Петренко (1988) для определения когнитивной сложности межличностного восприятия ребенка, а также для выделения его личностных конструктов и анализа процессов, структуры и содержания его идентификации. В настоящее время была разработана компьютерная версия методики, где образы сказочных персонажей и письменные вопросы ребенку высвечиваются на экране монитора и ведется автоматическая обработка ответов испытуемых, включающая оценку когнитивной сложности, меры социализации ребенка и построения его семантического пространства. Программа функционирует в Windows различных версий. Методика направлена на диагностику когнитивной сложности сознания, диагностику персональных конструктов (индивидуальных форм категоризации себя и других, присущих ребенку), самооценку и оценку значимых других в режиме индивидуального опроса. Методика ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, начиная с четырех лет, и может быть использована также в клинических исследованиях для диагностики умственной отсталости, аутизма и детской шизофрении. 3. Анализировались личностные конструкты, позволяющие реконструировать самосознание художника и особенности его личности. По мысли Ю. Лотмана автопортрет является диалогом художника с самим собой, и такой диалог разворачивается при переводе смысла произведения с языка живописи на обычный наш вербальный язык. Психосемантический анализ высказываний самого художника по поводу нарисованных им автопортретов, совмещенный с позицией (местом) самих автопортретов в семантическом пространстве, построенном на их основе, позволяет выявить систему личностных конструктов, по «руслам» которых (в терминах К. Юнга и Дж. Келли) осуществляется процесс самосознания. Личностные конструкты (категории - факторы) задают своеобразные рельсы, по которым движется самосознание человека, определяют психологический каркас личности. Таким образом, проведя психосемантическое исследование и выделив систему авторских конструктов, мы описываем категориальную структуру самосознания, в нашем случае, художника, его психологический портрет. Другая задача, была реализована при семантическом и искусствоведческом анализе каждого конкретного автопортрета художника. Зная координаты автопортрета в семантическом пространстве (заданные его факторными баллами по каждому выделенному фактору) мы имеем код восприятия этого автопортрета зрителем (в нашем случае самим художником, оценивавшим автопортреты). В итоге исходя из координат рисунка в семантическом пространстве и семантического анализа содержания автопортрета раскрывался художественный смысл автопортрета.
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: 1. Написана одна статья и сделано 4 доклада на конфренциях по проблематике сознания, бессознательного и психосемантики в общем контексте психологической науки и философии. 2. Опубликованы 3 статьи и сделаны 5 докладов на конфренциях о психосемантических эмпирических исследованиях и разработке аппарата психосемантики в политической психологии. Из них 3 на международных конференциях. 3. Выполнена дипломная (бакалавр) на тему исследования в области психосемантики восприятия живописи, сделан доклад на конференции на тему восприятия кино. Сделан доклад на конференции и публикация на тему психосемантического анализа танцевальных направлений. Написана статья по психосемантике восприятия художественного фильма на материале фильма по роману Д. Гранина "Иду на грозу". 4. Выполнено эмпирическое исследование по определению психометрических характеристик методики "Сказочный семантический дифференциал" и построению нормативных показателей выраженности когнитивной сложности и меры социализации. Методика использована при выполнении магистерской работы (защищена). Сделаны 3 доклада на конференциях по результатам (в том числе международных), сделано 2 публикации. 5. По результатам конкурса РФФИ на лучшую научно-популярную статью сдана в печать статья.
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: Были проведены исследования в разных областях психологической науки: политической психологии – сопоставительное исследование геополитических представлений китайских студентов, живущих в Китае и России; возрастной психологии – психометрический анализ методики Сказочный семантический дифференциал, в том числе валидизация, построение нормативных показателей; психологии искусства – анализ восприятия художественного фильма «Самсара» (реж. П. Налина) и на этой основе построение картины мира обобщенного субъекта исследования, а также исследование авто и гетеро- представлений танцоров о различных танцевальных направлениях; психологии спорта - исследование отношения спортсменов и тренеров к употреблению стимулирующих веществ (допинга) и определение характера взаимосвязи между личностными особенностями и этими представлениями; психологии профессий - исследование представлений о профессиональной мотивации в разных профессиональных группах, как у профессионалов, имеющих опыт работы по профессии, так и студентов, обучающихся данной профессии. В результате проведенных исследований и полученных результатов можно говорить об уместности и адекватности использования психосемантических методов не только в общей психологии, но и как методологии позволяющей изучать явления и получать результаты в различных областях психологической науки. Психосемантические методики позволяют более глубоко, объемно и достоверно получать и анализировать информацию там, где поверхностные методы, предполагающие объективную количественную обработку оказываются малопродуктивными, а глубинные методы с трудом поддаются количественному анализу.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: Работа лаборатории в рамках научно-исследовательской темы велась по следующим направлениям: 1) Дальнейшая разработка проблем сознания и бессознательного в рамках психосемантического подхода. 2) Реализация психосемантического подхода применительно к исследованиям политического сознания и общественного менталитета 3) Применение психосемантического подхода в области психологии искусства и религиозного сознания. 4) Применение моделей квантовой физики для исследования психических процессов. В отчете приводятся результаты исследований в области политической психологии; психологии изменённых состояний сознания, глубинной психологии (проблематика переживания одиночества), психологии искусства – анализ восприятия художественных фильмов и на этой основе построение картины мира обобщенного субъекта исследования, психологии переговоров – анализ мотивационного и поведенческого пространства участников переговорного процесса. В результате проведенных исследований и полученных результатов можно говорить о том, что развитие психосемантики осуществляется не только в исследования сознаниях сознания и общественного менталитета, но и в исследованиях индивидуального и коллективного бессознательного. 1. Разработка целостной модели взаимодействия сознательного и бессознательного уровня человеческой психики в рамках психосемантического подхода (В.Ф. Петренко). В рамках данного направления проведено эмпирическое исследование по измененным состояниям сознания. По результатам проведенного исследования, опубликованы три статьи, связанные с психосемантическим анализом процессов бессознательного. Разработана и апробирована суггестивная психотехника "Сенсомоторного психосинтеза". Использование психосемантических методик позволяет оценить динамику мотивов и устремлений в измененном состоянии сознания. Этот метод может применяться в психотерапии, спорте, следственной практике. 2. А. П. Супруном и В.Ф. Петренко получены и опубликованы в монографии на английском языке [Petrenko, Suprun. Methodological crossings of psychology and quantum physics. Mauritius, 2019] основные результаты по дальнейшей разработке проблем сознания и бессознательного в рамках психосемантического подхода в области пересечений квантовой физики и психологии. В работе представлено философско-научное осмысление категорий сознания, физической реальности, различных феноменов квантовой физики, указывается их взаимосвязь с психологическими категориями. Разработана методика психосемантического тестирования респондентов и группы по оценке интенсивности и ригидности (стабильности) свойств описываемых объектов, ситуаций и явлений с учетом их согласованности. Разработана программа компьютерной обработки получаемых данных и расчета семантического эквивалента психического представления субъектом воспринимаемой картины мира на «ментальной карте». Также разработана методика психосемантического исследования мотивов и оценки их "психической энергии", что позволяет оценивать не только энергию индивидуальных установок личности, но и конкретной ментальности в целом. 3. Реализация психосемантического подхода применительно к исследованиям политического сознания и общественного менталитета (В.Ф. Петренко, О.В. Митина). 3.1. Цикл исследований с использованием методики «Образ политического лидера» позволил проанализировать семантические пространства восприятие политических лидеров студентами российских университетов. К основным результатам проведенного исследования можно отнести следующие: • Выделены категории восприятия и оценки политических лидеров студенческой молодежью. Среди этих категорий выделяются две универсальные: моральность и харизматичность, присутствующие в любой культуре, на любой выборке, не зависящие от набора оцениваемых объектов, а также специфические, ситуативные, определяемые в том числе и набором оцениваемых лидеров. В данном случае: авторитаризм, глобализм, государственничество. • Категории моральности и харизматичности имеют положительную коннотацию: приписываются образу идеального политического лидера. Категории авторитаризма, глобализма, государственничества имеют более слабую позитивную или негативную коннотации, их умеренное проявление либо допускается (т.е. не вредит интегральному имиджу), либо приветствуется, но лишь в определенной степени. • По результатам исследования на период начала 2018 года (до выборов президента РФ) В. Путин имел среди студенческой молодежи положительный имидж, близкий к идеалу. • В большинстве своем оценка имиджей согласуется с оценкой этих политических лидеров официальными СМИ. • Результаты исследования могут представить, как теоретическую ценность – для расширения представлений о психологических механизмах восприятия политических лидерах, так и практическую – в частности, в рамках разработки подходов к гражданскому воспитанию. 3.2. Анализ устойчивости категориальной структуры представлений российских граждан о качестве жизни в исторической перспективе. Исследование посвящено проблеме устойчивости категориальной структуры восприятия российскими гражданами истории своей страны и базируется на результатах опросов трех волн респондентов: 90-ые (Петренко, Митина, 1997), нулевые (Петренко, Митина, 2012) и 10-ые (Петренко, Митина, Иргашев, 2019). В работе было две цели: оценить устойчивость категориальной структуры восприятия качества жизни в исторической перспективе; найти различия в восприятии качества жизни в различные периоды истории страны респондентами трех волн. В результате исследования была подтверждена устойчивость категориальной структуры восприятия качества жизни в исторической перспективе на протяжении трех волн. Все разнообразие социально-психологических, политических и бытовых аспектов, формируют три основополагающие категории: "Политические свободы", "Материальное благополучие", "Осмысленность жизни". 3.3. Исследование с использованием методики «Образ страны» (Петренко, Митина, 2018) позволило проанализировать семантические пространства восприятие образа мира китайскими студентами проживающими и обучающимися в разных геополитических регионах. Была показана устойчивость категориальной структуры восприятий стран мира и ее универсальность в аспекте совпадения с категориальной структурой, выделенной нами в наших предыдущих исследованиях в других странах. Было показано, что страна длительного проживания оказывает влияние не только на ее восприятие, но и на восприятие других стран мира тоже. 3.4. Целью исследования в области психологии переговоров было изучение семантических пространства мотивов и тактик переговорщиков в процессе переговоров. Мотивационный профиль переговорщиков был исследован с помощью психосемантической методики множественной идентификации В.Ф. Петренко, а также с помощью методики атрибуции мотивов. Была выявлена категориальная система мотивов с одной стороны и тактик с другой, соотнесены этих категорий между собой и с типическими ролями переговорного процесса, различающиеся по побуждающим их мотивам и применяемых ими стратегий. Разработанная в данной работе методика диагностики мотивационной сферы личности переговорщика в рамках семантического пространства переговоров позволяет анализировать личностные особенности и ситуативные детерминанты мотивационного профиля переговорщика. Полученные результаты, по нашему мнению, позволяют упростить ориентировку в собеседнике в ситуации переговоров, а также выработать эффективные тактики и стратегии поведения с учетом специфики наблюдаемых поведенческих и мотивационных паттернов. Результаты данного исследования могут быть также применены не только переговорщиками как участниками самого переговорного процесса, но и медиаторами, выступающих в качестве посредников, а также в различных сферах переговорной деятельности. 4. Психосемантические исследования восприятия зрителями художественного фильма «В душе я танцую», раассматривало возрастной аспект различий в восприятии между людьми, имеющими и не имеющими родственников инвалидов. Основной методикой являлась методика атрибуции мотивов поступкам главным героям фильма разработанная нами ранее (Митина, Плотникова, 2015). Мадди. Были выделены следующие интегральные мотивационные конструкты, лежащие в основе поведения героев фильма: «Конформизм», «Альтруизм», «Самоутверждение» («Преодоление»). Восприятие проблем персонажей, оценка их поступков, их стремлений и побудительных сил жизнедеятельности, меняется в зависимости от возраста и степени близости к инвалидам в силу жизненных обстоятельств. Результаты исследования могут помочь в тренинговой работе, как с родными инвалидов, так и с самими инвалидами для адекватного взаимодействия с обществом, а также для социальных организаций при интеграции людей с инвалидностью в различные проекты и программы. 5. Разработка диагностической методики переживания одиночества проводилась в рамках бакалаврской выпускной квалификационной работы Р. Фазлыевой «Разработка модели переживания одиночества посредством психосемантических методов». Целью исследования была разработка методического инструмент для дальнейшего изучения и диагностики типов переживания одиночества. В ходе анализа опросника, состоящего из 56 пунктов, было выделено 7 шкал, характеризующих одиночество. Одиночество – очень сложный и многоаспектный феномен, который включает в себя и негативную сторону, и позитивную. 6. Дан обзор суггестивных психопрактик, описаны общие для религиозной практики (шаманизма, индуизма, буддизма и дзен-буддизма, иудаизма, христианства, ислама) психопрактики, среди которых техники ритмического повторения мантр (в буддизме), чтения молитв в ритмическом режиме(в иудаизме, и христианстве (иссихазм), исламе (зикр, танец дервишей), в практике кришнаитов (ритмический танец с повторением сакральных мантр) и т.п. Проведено кросс-конфессиональное исследование на материале мировых религий, посвященное анализу коллективного бессознательного, использующего базовые метафоры и психопрактики, лежащие в основе сакральных текстов этих религий.
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: Работа лаборатории в рамках научно-исследовательской темы велась по следующим направлениям: 1) Дальнейшая разработка проблем сознания и бессознательного в рамках психосемантического подхода. Проведено сопоставление теории поля Курта Левина и современной психосемантики. С позиции постнеклассической рациональности и конструктивизма исследовались вопросы возможности анализа единичного случая (case study), проблемы декомпозиции и информативности целостного образа, проблемы эмпатии и интуиции, как неопосредственных форм передачи психических состояний, проблемы аналогии психологического феномена синхронии и физического феномена «квантовой сцеплѐнности» поднятые ещѐ психологом К. Юнгом и лауреатом Нобелевской премии, физиком В. Паули. Был сделан вывод о перспективности развития проблематики «коллективного бессознательного» как для психологии, так и для всей гуманитарной науки изучения человеческой цивилизации. 2) Реализация психосемантического подхода применительно к исследованиям политического сознания и общественного менталитета велось по направлению исследования восприятия образов политических лидеров в Россия. Для оценки политических лидеров российских и разных стран мира использовалась методика «Образ политического лидера». Был проведен сопоставительный анализ восприятия образа лидера в различных социальных ситуациях: семье, в организации и обществе. Реализованы задачи по разработке психосемантической методики для выявления социальных репрезентаций лидерства в различных социальных ситуациях и на различных уровнях его проявления. Методика построен на базе использования фразеологизмов в качестве первичных шкал. Разработана процедура построения семантического пространства социальных представлений о лидерстве в различных социальных ситуациях и анализа влияния выраженности личностных характеристик. На основании полученных данных определен состав положительных и отрицательных категорий лидерства, а также зависимость восприятия образа по той или иной категории от выраженности личностных характеристик. 3) Применение психосемантического подхода в области психологии искусства. Проведено исследование бессознательных установок и осознанного восприятия и понимания произведения искусства на материале художественного фильма фильма Акира Куросавы «Расемон». Продолжен цикл исследований в области психосемантического анализа представлений о танцевальных направлениях. Рассмотрены особенности восприятия узбекского национального танца в зависимости от принадлежности респондента к определенной культуре. Разработана авторская методика «Танцевальный семантический дифференциал». Показано что культурный фактор обуславливает более дифференцированное восприятие национального танца, нежели фактор принадлежности к тому или иному этносу. 4) Применение психосемантического подхода в области религиозного сознания. Был проведено Кросс конфессиональное психосемантическое исследование религиозного менталитета в Узбекистане. Респондентами выступали профессора, преподаватели и аспиранты Исламской академии г. Ташкента (люди, обладающие достаточно высоким уровнем рефлексии с одной стороны, с другой – глубоко верующие). 5) Применение психосемантического подхода в качестве методологии исследования социальных репрезентаций. На базе метода множественной идентификации было проведено два исследования. В первом случае в качестве первичных шкал использовались пункты методики «Антисоциальной креативности» (адаптация Мешкова и др. 2018), во втором пункты методики «Отношение к любви и ненависти» (адаптация Бреслав, 2014). Оба исследования проводились в г. Ташкент. Метод множественной идентификации был разработан В.Ф. Петренко (1988) и его основной задачей является изучение социальных представлений, социальных установок, стереотипов и автостереотипов. Другой формой описания человека является описание его деятельности, возможного поведения в предполагаемых обстоятельствах, то есть описание через действие, поступок. Описание другого человека по вероятности того, что он совершил ряд воображаемых действий, предложенных экспериментатором, было успешно проверено в ряде работ по межличностному восприятию (Петренко, 2005). Такие семантические методики имеют большую степень проективности, поскольку каждый человек думает о возможных мотивах действий на основе своих собственных установок и ценностей. Использование пунктов опросника в качествен первичных шкал методики множественной идентификации помогает обосновать валидность опросника, а с другой, изучить представления людей об описываемой в опроснике феноменологии. Ранее возможность использования психосемантической методики множественно идентификации для валидизации психодиагностических методик обсуждалась и была показана в работе (Митина, Горбунова, 2011). 6) Валидизация методики диагностики одиночества построенной нами в 2019 на основании психосемантического исследования. В этом году результаты прохождения нашей методики были сопоставлены с результатами прохождения известных методик переживания одиночества. Была показана конвергентая и дивергентая валидность шкал новой методики. 7) Продолжились исследования по возможности применение моделей квантовой физики для исследования психических процессов. Внутренний изоморфизм между психосемантикой и физикой обоснованный нами ранее позволяет проводить интересные параллели между психологией и физикой, в частности, смотреть со стороны психологии на парадоксы, связанные с наблюдателем в релятивистской и квантовой физике, и, с другой стороны, связывать стрессовые особенности индивидуального восприятие с релятивистскими эффектами предельных значений психофизиологических характеристик В результате проведенных исследований и полученных результатов можно говорить о том, что развитие психосемантики осуществляется как в области расширения представлений о феноменологии сознательного и бессознательного, совершенствования методологии и аппарата, обеспечивающего количественный анализ данных полученных психосемантическими методами, так и в области использования методов психосемантики в смежных отраслях психологии, в том числе и в практике.
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:
9 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа: Работа в рамках научно-исследовательской темы велась в теоретическом и эмпирическом направлениях. Велись эмпирические исследования в разных областях психологии с использованием психосемантических методов Первая группа исследований связана с исследованием конструкта Зависти: его диагностике, представлениях о зависти на уровне стереотипов поведения, жизнедеятельности и мотивации. Исследования проводились на русскоязычной выборке в Узбекистане. Были адаптированы две методики диагностики проявления зависти: Опросник «Конструктивной и деструктивной зависти» (BeMaS) и «Методика исследования завистливой личности» (МИЗЛ). Показана их надежность, внутренняя и внешняя валидность. Было установлено, что несмотря на отчасти позитивную коннотацию конструктивной зависти, в сознании респондентов она остается завистью с присущими ей негативными атрибутами. Изучению ценностей: их месту в структуре личности, связи с социальными установками, динамике под влиянием внешних обстоятельств, посвящено два исследования, проводившихся в России. Определялось в какой степени особенности самоуправления человека и ценностные диспозиции определяются социально-культурными факторами, а также связаны между собой. Для операционализации конструкта самоуправления использовалась методика Ю. Куля, ценностные ориентации измерялись с помощью методики Ш. Шварца. Другой интересный аспект изучения ценностей позволила реализовать пандемия COVID-19, во время которой люди столкнулись с рисками для жизни и здоровья, беспокойством о своих близких и ограничениями, ухудшающими качество жизни. Именно в таких условиях возможны изменения структуры ценностей на индивидуальном и групповом уровнях. Исследование проводилось онлайн в России с 4 января по 31 марта 2021 г. Сопоставлялись обобщенные групповые ценностные профили трех замеров (до пандемии, во время режима самоизоляции и после него). Было показано, что во время сильного стресса увеличивалось стремление к общественной стабильности, соблюдению правил, обязательств, традиций, что выполняло защитную функцию. Ценности индивидуального характера снижались, пока человек ощущал угрозу своему привычному существованию. Также была выявлена устойчивость системы ценностей: когда опасность уменьшилась, ценностные предпочтения вернулись в исходное состояние. Для половозрастных различий было установлено, что у женщин и у молодых респондентов структура ценностей более «подвижна», по сравнению с мужчинами и с респондентами среднего возраста, соответственно. Была реализована возможность использования методики персональных конструктов Дж. Келли для тестирования экипажа космического корабля в длительном полете. Была разработана методология построения общего семантического пространства оценок членов экипажа на основании их индивидуальных семантических пространств, использующих индивидуальные персональные конструкты. Внедрение этой технологии позволяет отслеживать межличностную динамику внутри экипажа на протяжении всего полета. В теоретическом направлении: Осмыслялась роль пандемий в историческом и культурологическом планах. Согласно концепции А.Л. Чижевского, вирусная и бактериальная активности, вызывающие эпидемии, зависят от активности Солнца и космической радиации. Согласно теории «техно-гуманитарного баланса» А. П. Назаретяна, возрастающая мощь техно-орудийного могущества Человечества необходимо должна контролироваться возрастающей мощностью этико-гуманитарных норм и моральных ограничений. Помимо вакцинации, средством борьбы с болезнью выступает активизация собственной иммунной системы человека. Рассматривались различные подходы к анализу реальности, представленной в нашем сознании в объектной, пространственно-временной форме. Такое представление соответствует классическому физическому представлению. Представления в системной форме соответствует квантово-механическому описанию состояний в гильбертовом пространстве. и позволяет использование психосемантических методов для изучения психических состояний. В отличие от объектной системная декомпозиция реальности рассматривает реальность как некоторую иерархию подсистем в рамках единой открытой эволюционирующей системы. Здесь находят свое место как системы индивидуального сознания, так и Юнговские системы коллективного бессознательного. Мы исходим из того, что психология является наиболее подходящей парадигмой, объединяющей различные науки, поскольку содержания других наук прямо или косвенно адресуется к содержанию сознания, причем, любое физическое состояние объекта (системы) фактически корреспондируется к психическому состоянию субъекта, воспринимающего некоторое содержание реальности. Продолжаются исследования в направлении разработки бюджетной портативной аппаратуры для измерения физиологических показателей. Был проведен обзор недорогой и простой в обращении микроконтроллерной платформы Arduino. Указаны возможности платформы, основные принципы работы с ней, представлены способы получения данных и построения управляемых систем. Приведен пример устройства, спроектированного нами на ее основе, описан опыт его использования. Проведен мастер-класс по использованию приборов измеряющих ряд физиологических показателей на конференции в г. Коломна. Под руководством сотрудников лаборатории в этом году защищены 2 ВКР в бакалавриате, 2 в магистратуре. В отчетном году сотрудниками лаборатории было опубликовано 7 статей в журналах, 11 в сборниках, сделаны 18 докладов на конференциях.
10 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:
11 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:
12 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Психология сознания и психосемантика
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".