Аномалии психического развития, их коррекция и психотерапия. Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановление на разных возрастных этапах развития человекаНИР

The anomalies of mental development, correction and psychotherapy. Neuiropsychological approache

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Аномалии психического развития, их коррекция и психотерапия. Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановление на разных возрастных этапах развития человека
Результаты этапа: В разделе «Аномалии психического развития, их коррекция и психотерапия» были проведены серии теоретических и эмпирических исследований по следующим основным тематическим направлениям: 1. Закономерности формирования расстройств личности: диагностические и психотерапевтические аспекты В монографии и статьях проф, д.психол.н.. Соколовой Е.Т. представлено понимание самоидентичности как ВПФ, как результат процесса дифференциации-интеграции ситуативно-изменчивых и эмоционально-насыщенных образов Я и Другого, их знаково-символического опосредствования, ментального репрезентирования; ее регуляторные функции в разных контекстах отношений Я–Другой, динамика в процесс психотерапии. Через призму современной ситуации социокультурной неопределенности исследуются феномены расстройства самоидентичности: диффузия, расщепление, нарциссическая грандиозность, перфекционизм, стили ауто- и межличностной манипуляции и их защитно-компенсаторные функции в создании и поддержании «фальшивого» и «иллюзорного» представления о себе и других. Описаны пять индивидуально-клинических стилей совладания с субъективной неопределенностью, характеризующие баланс между дезинтегрированностью и ресурсными возможностями персональной идентичности. Результаты эмпирических исследований статистически достоверно подтверждают связь манипулятивной направленности личности и дефицита метакогнитивных способностей; указывают на стилевые различия в структуре и функциях паттернов ментализации при психических расстройствах, а также выявляют факторы повышения успешности ментализации (толерантность к неопределенности, сохранность творческой способности к воображению), что позволяет прогнозировать эффективность психотерапии и ее ограничения. Развитие методологии культурно-исторического анализа в области клинической психологии были продемонстрировано: а) применительно к изучению факторов риска отклонений развития личности детей дошкольного возраста из высокоресурсных семей средне-высшей социальной страты мегаполиса, организация развития которых осуществляется в одном из престижных центров; б) к изучению психодинамики межпоколенческой передачи травматического опыта на примере наиболее исследованного в зарубежной психологии прецендента психоисторической травмы – межпоколенческой трансляции опыта Холокоста второму и последующим поколениям и ее влияния на процесс формирования идентичности. Исследование проведено на методологическом стыке с использованием методов сравнительного культурно-исторического анализа, клинико-психологической рефлексии, развернутой на материале болезненных социальных явлений, а также феноменологических методов изучения свидетельств и жизненных историй. Опубликован цикл статей (доц, к. психол.н.. Бурлакова Н.С.). Продолжено “психоаналитически-информированное” изучение структуры и динамики идентичности, защитной организации, а также объектных отношений у пациентов с параноидной шизофренией, шизоаффективным психозом и аффективными расстройствами (доц., к.психол.н. Кадыров И.М..) Продолжалось исследование психологических особенностей подростков с интернет-аддикцией (доц. к.психол.н.,Теперик Р.Ф.). Развитие методов беатотерапии (проф., д.психол.н. Спиваковская А.С.) II. Аномалии психического развития в детском возрасте Авторская методика уровневой оценки психического развития доц., к.психол.н. М.К.Бардышевской внедрена в практику и включена в стандарт комплексного обследования детей в ведущем медицинском учреждении Москвы, оказывающем помощь детям с общими расстройствами развития (расстройствами аутистического спектра). В отличие от "золотого стандарта" обследования таких детей американской методикой ADOS, методика уровневой оценки позволяет более тонко оценить возможности движения симптома в сторону более здорового поведения, может быть использована и на этапе первичной диагностики, и на этапе оценки эффективности проведенного лечения. Изучалось восприятие кровной и приемной семьи детьми и подростками с различным опытом эмоциональной депривации (отказные с рождения, имеющие опыт проживания в кровной семье), воспитывающимися в различных принимающих семьях. В исследовании приняли участие дети и подростки из принимающих семей с различным типом опеки (родственная, неродственная, тайна усыновления), находящиеся в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков (61 ребенок в возрасте от 8 до 15 лет), с нарушениями поведения. Описаны ситуации развития детей с разным опытом эмоциональной депривации. Показана специфика восприятия семьи и самоотношения детей в зависимости от опыта эмоциональной депривации, типа опеки и наличия тайны усыновления. Опубликован цикл статей (ст.н.с., к.психол.н. Рыжов А.Л., доц., к.психол.н. Печникова Л.С.). III. Психосоматика и клиническая психология телесности. Рассмотрены возможности и ограничения в применении биопсихосоциального подхода в психологии здоровья, в частности, к проблеме психического здоровья. Проведен теоретический анализ мотивационных моделей (моделей континуума), моделей стадий и моделей саморегуляции в исследованиях поведения, связанного со здоровьем. Представлен цикл публикаций (проф., д.психол.н. Тхостов А.Ш., доц., к.психол.н. Рассказова Е.И.) В соответствии с культурно-историческим подходом в психологии телесности продолжено теоретико-эмпирическое исследование психологических факторов здорового и рискового поведения в подростковом возрасте. Центральная роль отведена феномену ценности здоровья как сложноорганизованной иерархизированной системе, включающей когнитивные представления, эмоционально-ценностные отношения, мотивационно-регуляторные механизмы. Показано, что к подростковому периоду когнитивная составляющая (представления) соответствуют социальным шаблонным представлениям о пользе и вреде того или иного вида привычек, однако, подросток в своей обыденной жизни этими стереотипами мало руководствуется. На эмпирическом уровне в рамках международного сотрудничества с французскими коллегами проведено исследование эмоциональных и когнитивных аттитюдов, опосредующих реальное поведение по отношению к здоровью. Осуществлен сопоставительный анализ системы ценностной регуляции здоровых и больных бронхиальной астмой подростков. Показано, что аттитюды играют разную медиаторную роль по отношению к профилактическому и рисковому поведению, больные подростки, несмотря на наличие хронического соматического заболевания, имеют склонность к рисковому поведению, воспринимая его через призму удовольствия. Опосредующая роль аттитюдов и ценностей должна учитываться при разработке программ психолого-педагогической профилактики и коррекции рискового поведения у подростков.(проф., д.психол.н. Николаева В.В., ст.преп. Арина Г.А.) Продолжается теоретико-эмпирическая разработка проблемы развития в онтогенезе средств саморегуляции в стрессовых ситуациях, в том числе при хронических соматических заболеваниях. Предпринято клинико-экспериментальное изучение стратегий самоконтроля телесных состояний (в том числе, осложнений) при сахарном диабете 2-го типа. Показано, что характер самоконтроля зависит от возраста начала заболевания: наиболее проблемной оказывается саморегуляция состояния у больных с началом в подростковом периоде, они хуже соблюдают рекомендации врача по самомониторингу состояния. В исследовании выявлена различная роль матери в организации самоконтроля больных с разным возрастом начала болезни. Предварительные результаты продолжающегося исследования позволяют сделать вывод о необходимости создания дифференцированных программ обучения самоконтролю диабета с учетом возраста манифестации заболевания и характера внутрисемейных отношений больного (с матерью, прежде всего). Опубликована статья (проф., д.психол.н. Николаева В.В., ст.преп. Арина Г.А.) Проведена разработка и эмпирическое обоснование модели описания уровней и механизмов регуляции эмоций в норме и при сердечно-сосудистых заболеваниях с позиций культурно-деятельностного подхода (на модели пролапса митрального клапана и эссенциальной артериальной гипертензии). С опорой на общенаучный принцип системности, теоретико-методологические принципы культурно-деятельностного подхода в психологии и принцип синдромного анализа психических явлений (школа Выготского-Лурии) показано, что регуляция эмоций в норме и патологии является системой, включающей мотивационно-смысловой, операционально-технический и физиологический уровни. Мотивационно-смысловой уровень обеспечивает возможность осознания человеком мотивов собственной деятельности и управление мотивационно-потребностной сферой, что необходимо для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки и обеспечения оптимального контроля над эмоциями; операционально-технический – представленный стратегиями выбора способа действия по регуляции эмоций – обеспечивает организацию и коррекцию действий субъекта, направленных на регуляцию эмоций и выбор способов опосредствования; физиологический – поддержание психической активности и физиологическое обеспечение деятельности по регуляции эмоций на оптимальном для человека уровне. В качестве значимых психологических механизмов регуляции эмоций выступают рефлексия и знаково-символическое опосредствование эмоций. Доказано, что система регуляции эмоций у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями отличается от системы регуляции эмоций здоровых лиц наличием выраженного «конфликта достижения»; дефицитом личностной рефлексии; искажениями в знаково-символическом опосредствовании эмоций; ограничениями в использовании ресурса имеющихся стратегий регуляции эмоций. Доказано, что устойчивое состояние эмоциональной напряженности, сохраняющееся после прекращения эмоциональной нагрузки вследствие неэффективности регуляции эмоций, выступает в качестве важнейшей психологической предпосылки формирования клинической симптоматики при пролапсе митрального клапана и «гипертонии на рабочем месте». Опубликован цикл статей (доц., к.психол.н. Первичко Е.И.) Проведен психологический анализ проблемы регуляции сна с позиций культурно-исторического подхода в психосоматике, приводится обзор современных исследований по данной проблеме, а также излагаются результаты серии авторских исследований регуляции сна и инсомнии, выполненных в рамках корреляционного и экспериментального дизайна на общей выборке более 200 хорошо спящих испытуемых и 100 больных хронической инсомнией, и позволяющих верифицировать предложенную модель. Опубликован цикл статей (проф., д.психол.н. Тхостов А.Ш., доц., к.психол.н. Рассказова Е.И.) IV. Актуальные проблемы патопсихологии Ст.н.сотр., к.психол.н. Рупчевым Г.Е. вместе с сотрудниками НЦПЗ изучался длительный период ремиссии (более года) у 130 пациентов с шизофренией, получавших лечение атипичными антипсихотиками с хорошим терапевтическим ответом. Основной вывод: уровень функционирования личности существенно определяет результаты лечения. Способность пациентов рационально использовать ресурсы, открывающиеся в результате лечения, которые условно можно назвать "фармакологическим кредитом", зависит от уровня личностного функционирования. Опубликованы статьи. Продолжено изучение взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов на материале особенностей психической деятельности больных с расстройствами личности. Исследовались особенности категоризации телесного опыта при бредовых расстройствах, расстройствах личности и в норме. Опубликованы статьи (проф., д.психол..н.Тхостов А.Ш.,доц., канд.психол.н. Виноградова М.Г.). В разделе «Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановлению на разных возрастных этапах развития человека» (рук. проф., д.психол.н. Микадзе Ю.В.) достигнуты следующие основные результаты: В цикле исследований и подготовки образовательных программ и методических разработок по прикладным аспектам клинико-психологической реабилитации: - проведены в рамках «Образовательной программы для специалистов мультидисциплинарных бригад региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений» мастер-классы и лекции по прикладным аспектам клинико-психологической реабилитации в клинике инсульта; - подготовлены и утверждены на YII Международном конгрессе «Нейрореабилитация -2015» клинические рекомендации «Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация больных с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга», являющиеся руководством для работы психологов в учреждениях Минздрава. Исполнители: д.п.н., академик РАО Ю.П.Зинченко, д.п.н., проф. Ю.В.Микадзе, д.п.н., проф. М.С.Ковязина, к.п.н., с.н.с.. Н.К. Корсакова, к.п.н., с.н.с., Н.А.Варако, к.п.н.,доц. И.В.Плужников, к.п.н.,доц. Е.И.Рассказова. По теме «Исследование особенностей взаимодействия полушарий мозга при разных видах когнитивной нагрузки в норме и при унилатеральных поражениях мозга методом допплерографии» была проведена работа по анализу изменений скорости кровотока в сосудистых системах правого и левого полушарий при разных видах когнитивных нагрузок вербального и невербального типа. Получены данные о возможности использования разработанных процедур для определения доминантности полушарий по речи в период подготовки к нейрохирургическим операциям, для оценки изменений в функциональной специализации полушарий при унилатеральных поражениях мозга. Результаты отражены в 4-х публикациях, в том числе в высокорейтинговом журнале «Cerebrovascular Diseases», 2-х докладах на конференциях, в отчете по гранту РГНФ проект № 15-06-10636. Исполнители: д.п.н., проф. Микадзе Ю.В. аспирант Лысенко Е.С., дипломник Богданова М.Д, Также проводились исследования по темам: Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Результаты продолжающихся исследований нашли свое отражение в ряде публикаций и докладов, посвященных патологии комиссуральных систем, роли лобных отделов левого и правого полушария в обеспечении управляющих функций, в принятии решений в ситуации неопределенности. Исполнители: д.п.н., проф. М.С.Ковязина, к.п.н., с.н.с.. Н.К. Корсакова, к.п.н., доцент Е.В. Ениколопова, аспирант Н.А.Хохлов. Нейропсихологический подход к изучению нейрокогнитивного дефицита при психической патологии. Проводилось исследование особенностей функционирования лобных долей мозга в юношеском возрасте, результаты которого представлены в статье. Исполнители: с.н.с. Н.К.Корсакова, к.п.н.,доцент И.В.Плужников. Исследование ВПФ у детей в норме и после черепно-мозговой травмы легкой степени тяжести. Результаты были представлены в публикациях, докладах, мастер-классе, на круглом столе на III Всероссийской Конференции «Неотложная детская хирургия и травматология» в рамках XVIII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии», в дипломной работе. Исполнители: д.п.н., проф.Ю.В.Микадзе, к.п.н., н.с. И.С.Горина, аспирант С.Первичко, дипломник М.А.Гуляева. Особенности восприятия времени при нормальном старении и аффективных расстройствах позднего возраста, изменений пространственных и временных представлений на разных этапах онтогенеза и их роли в процессах социокультурной адаптации. Результаты отражены в 6 публикациях, 2 докладах, в представленной в дис.совет к защите кандидатской диссертации. Исполнители: к.п.н.,вед.н.с.Балашова Е. Ю., аспирант Микеладзе Л. И. Исследование роли и места компьютерных технологий в восстановительном обучении больных с органическими поражениями мозга». Опубликована международная заявка № WO2015041570 от 26.03.15 "System intended for restoration of speech in aphasia" (заявитель и патентообладатель ФГБНУ «Научный Центр Неврологии»). Получено 8 патентов. Исполнители: д.п.н., проф. Л.С.Цветкова, психолог 2 категории Л.Е.Селявко. Популяризация в СМИ научных данных, полученных кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ; в цикле из 12 выступлений представлялись современные отечественные и зарубежные данные о психическом здоровье и вариантах их отклонений, связанных с биологическими, психологическими и социальными факторами. Целью выступлений было не только донесение новой научной информации, но и формирование у населения представлений о роли психолога в обществе и его значении в обеспечении высокого качества и уровня психического здоровья и благополучия (доц. , к.психол.н. Плужников И.В.). ВСЕГО опубликовано 3 монографии; 5 учебных пособий; 49 статей в журналах, в том числе: 7 статей из журналов Тор-25, 12 статей в журналах из списков SCOPUS, WoS, 25 статей из списка ВАК; 47 статей в сборниках; 22 тезиса; сделано 45 докладов. Получено 9 патентов. Подробные сведения о публикациях, докладах, диссертационных и дипломных исследованиях представлены в системе «Истина»

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".