Исследование возможностей компьютерного обучения и массового применения средств мультимедиа - преимущества и недостатки новых технологийНИР

Advantages and disadvantages of new technologies in education

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Исследование возможностей компьютерного обучения и массового применения средств мультимедиа - преимущества и недостатки новых технологий
Результаты этапа: . В 2015 году разработаны программы и созданы учебно-методические комплекты с внедрением средств мультимедиа для учащихся СУНЦ МГУ по следующим тематикам: 1) Курс «Биохимия», автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.х.н. В.А. Фуралев для 11 классов с профильным обучением по биологии: 12 блоков общим объемом 120 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=85 2) Курс «Физиология и анатомия человека» (ведется разработка), автор, доцент Г.Я. Рощина для 10 классов с профильным обучением по биологии http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=25 3) Курс «Цитология» автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.х.н. В.А. Фуралев для 11 классов с профильным обучением по биологии: 12 блоков общим объемом 110 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=23 4) Курс «Общая биология» автор асс. кафедры биологии СУНЦ МГУ к.б.н. С.Е. Курчашова для 11-х классов с непрофильным обучением по биологии, объемом 50 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=22 5) Курс «Исследовательские работы и биопрактикум биокласса», автор асс. кафедры биологии СУНЦ МГУ, к.б.н. Д.В. Чистяков для 10-х классов с профильным обучением по биологии. Курс состоит из 6 тем и включает в себя необходимые теоретические материалы и разработки по современным методам практической биологии и проведению исследовательских школьных работ http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=10 6) Курс «Биология растений», автор профессор кафедры биологии СУНЦ МГУ, д.б.н. В. В. Чуб для 10-х классов с профильным изучением биологии. Курс состоит из 5 тем включающих в себя лекционные материалы, презентационные материалы, материалы для домашней работы объемом 150 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=9 7) Курс «Молекулярная биология» автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.х.н. В.А. Фуралев для 10-х классов с профильным обучением по биологии: 13 блоков общим объемом 100 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=15 8) Дополнен курс «Методология научного исследования», автор д.х.н., зав. Каф. Биологии СУНЦ МГУ М.Г. Сергеева, курс предназначен для 10-х классов, состоит из 7 тем объемом 70 страниц. http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=11 9) Подготовлено и проведено онлайн-тестирование учеников 10-х непрофильных классов по биологии, разработаны методические рекомендации для внедрения элементов онлайн-тестирования в учебный процесс http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=21 10) М.Г. Сергеевой проведены пробные занятия по разработке риторических навыков с использованием видео презентации (в рамках предмета «Методология научного исследования») В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 1) Чистяков Д.В. Применение сетевых технологий как способ интенсификации и повышения качества образования одаренных школьников ("Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития" Москва, Россия, 23 января 2015 г.). 2) Сергеева М.Г. Границы использования дистанционных образовательных технологий в подготовке старшеклассников в СУНЦ МГУ ("Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития" Москва, Россия, 23 января 2015 г.). 3) Сергеева М.Г. История проведения исследовательских работ школьников на рубеже 20-21 веков. (Творческая деятельность учащихся и преподавателей. Москва, Россия, 29 сентября 2015 г.) Опубликованы научно-популярные и образовательных статьи в журнале для старшеклассников «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», авторы –А.А.Астахова, С.М.Глаголев, А.В.Желтова, М.Г.Сергеева, Д.В.Чистяков, В.В.Чуб, В.А. Фуралев.
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Исследование возможностей компьютерного обучения и массового применения средств мультимедиа - преимущества и недостатки новых технологий
Результаты этапа: 1. Создание курсов и использование интернет-технологий в обучении В 2016 году продолжена работа по разработке программ и создание учебно-методических комплектов с использованием средств мультимедиа для учащихся СУНЦ МГУ 1.1. Специальные курсы (В.А. Фуралев, А.А.Астахова) Выполнены следующие виды работ: 1) Курс «Биохимия», автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.б.н. В.А. Фуралев для 11 классов с профильным обучением по биологии: 12 блоков общим объемом 120 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=85, в 2016 году внесены корректировки (10% обновления) и подобраны обучающие и контролирующие тесты для занятий; 2) Курс «Цитология» автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.х.н. В.А. Фуралев для 11 классов с профильным обучением по биологии: 12 блоков общим объемом 110 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=23, в 2016 году внесены корректировки (10% обновления) и подобраны обучающие и контролирующие тесты для занятий; 3) Курс «Молекулярная биология» автор, доцент кафедры биологии СУНЦ МГУ к.х.н. В.А. Фуралев для 10-х классов с профильным обучением по биологии: 13 блоков общим объемом 100 страниц http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=15, в 2016 году внесены корректировки (10% обновления) и подобраны обучающие и контролирующие тесты для занятий. Создан каталог тестов разного уровня по темам «Генетика» и «Молекулярная генетика» асс. А.А. Астахова для 10-х классов с профильным изучением биологии. Разработана модификация для использования при подготовке учителей и успешно апробирована в г. Алматы (Казахстан) при обучении учителей биологии Назарбаев Интеллектуальные школы – дистанционная система тестирования позволяет выявлять ошибки и сразу же ориентирует учителя, на какой уровень группы ему формировать задания. Эта современная мировая технология нами опробована и одобрена. Основная сложность, что может её ограничивать – соотнесение вопросов, предлагаемых учащимся способов восполнения пробелов и рекомендаций учителю, ведущему курса. Над этим планируется работать в 2017 г. 1.2. Использование ИТ для углубленной олимпиадной подготовки учащихся (А.А.Астахова, Д.В. Чистяков, Э.А. Галоян) Подготовлены тематические тесты и проведено онлайн-тестирование учащихся олимпиадной школы при подготовке по биологии учащихся 9-11-х классов. Проведен анализ возможностей использования онлайн-тестирования в различных режимах очного обучения. 1.3. IT технологии при выполнении проектно-исследовательских работ (А.А.Астахова, Д.В. Чистяков) Проводилась работа по совершенствованию созданного в 2015 году курса «Исследовательские работы и биопрактикум биокласса», авторы асс. кафедры биологии СУНЦ МГУ, А.А. Астахова, к.б.н. Д.В. Чистяков, для 10-х классов с профильным обучением по биологии. Курс состоит из 6 тем и включает в себя необходимые теоретические материалы и разработки по современным методам практической биологии и проведению исследовательских школьных работ http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=10, разрабатываются тестирующие вопросы. 1.4. IT технологии и освоение рабочего места «человек-компьютер» (М.Г.Сергеева) Продолжаются работы по использованию интернет-сопровождения в рамках курса «Методология научного исследования», автор д.х.н., зав. Каф. Биологии СУНЦ МГУ М.Г. Сергеева, курс предназначен для 10-х классов, http://sdo.justbrain.ru/local/crw/course.php?id=11, введены задания, использующие компьютерную обработку, материал расположен на сайте, активно используются интеренет-ресурсы в повседневном общении преподавателя и учащегося, также отработан урок риторических навыков с использованием видеозаписи и её последующим анализом; выполнение заданий по тайм-менеджменту с параллельным освоением компьютерных программ. 2. Создание материалов для интернета (С.М. Глаголев, М.Г. Сергеева, А.А. Астахова, В.В. Чуб, ) На сайте justbrain.ru – журнал «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» - научно-популярные статьи 1. М.Г. Сергеева Образовательное пространство – скоро лето 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №1 с.2 2. А.А. Астахова Эндотоксиновая толерантность и прайминг: крайние проявления воспалительного ответа 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №1 50-58 3. М.Г. Сергеева Орфанные заболевания и орфанные препараты 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №1 с.59 4. А.А. Астахова Всероссийский турнир юных биологов-2015. Почему это важно? 2016«Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №1 с.79-80 5. М.Г. Сергеева Думайте сами, решайте сами 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №2 с.2 6. М.Г. Сергеева Нобелевские премии, полученные учеными-фармакологами 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №2 с.28-29 7. А.А. Синюшин, В.В. Чуб Генетика олимпиадного уровня: менделеевский горох в кожуре 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №2 с.41-49 8. М.Г. Сергеева СУНЦ – особые учебные заведения России 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №3 с.2-7 9. А.А. Астахова Знакомство учащихся СУНЦ с НИИМББ г. Новосибирска 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №3 с.33-35 10. С.М. Глаголев Олимпиада СУНЦ 2016 г. Отборочный этап, 9-10 класс (ботаника + зоология). 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №3 с. 55-63 11. В.В. Чуб Каротиноиды: приключения молекул в пищевых цепях. Часть 8. Хроматография на кухне. 2016 «Потенциал. Химия, Биология, Медицина» №3 с.71-80 12. На сайте Элементы: http://elementy.ru/ С.М. Глаголевым подготовлены следующие материалы: 12.1.Сногсшибательный коктейль http://elementy.ru/problems/1444/Snogsshibatelnyy_kokteyl 12.2. Белое сердце http://elementy.ru/problems/1389/Beloe_serdtse 12.3. Как белые люди (совместно с П.Петровым) http://elementy.ru/problems/1328/Kak_belye_lyudi12.4. Когда появилась одежда http://elementy.ru/problems/1307/Kogda_poyavilas_odezhda 12.5. Angry bird http://elementy.ru/problems/1275/Angry_bird 12.6. Самец на час http://elementy.ru/problems/1254/Samets_na_chas 12.7. Заморская зараза http://elementy.ru/problems/1233/Zamorskaya_zaraza 3. Доклады на конференциях и курсах повышения квалификации учителей (М.Г. Сергеева) В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 2016 Исследовательская деятельность старшеклассников как способ формирования техники мышления Сергеева М.Г. VIII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», Москва, Россия, 17-19 ноября 2016 2016 Education in Modern School via Projects in Bioinformatics Astakhova Alina A., Arzhanik Vladimir K., Koliasnikov Oleg V., Sergeeva Marina G. World Congress on Education 2016, Дублин, Ирландия, 10-13 октября 2016 2016 Обсуждение со старшеклассниками системы разделения труда в современной промышленной революции как средство формирования ими жизненной траектории Сергеева М.Г. II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно», Москва, Россия, 10 октября 2016 2016 Сергеева М.Г. Презентация о современных образовательных технологиях для курса повышения квалификации учителей Назарбаев Интеллекутальные Школы (Казахстан).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Создание курируемой базы данных по биологии, основанной на материалах используемых для преподавания биологии в СУНЦ (по аналогии интернет-ресурса, сопровождающего учебник Campbell Biology). Анализ предлагаемых техник развития мышления в отечественной и зарубежной педагогической литературе
Результаты этапа: выполнено 5 выступлений на конференциях, 7 публикаций (сборники тезисов и статьи), проанализировано 7 курсов международных программ, предлагаемых ведущими университетами для совершенствования техник мышления и преподавания с использованием современных технологий, размещение обучающих материалов на сопровождающих очные курсы сайтах (курируемая база знаний) для обучения учащихся СУНЦ
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка и ведение курсов по профильному обучению в области естествознания с использованием интернет-технологий. Развитие существующих в СУНЦ методик развития компетенций по формированию техник мышления, необходимых для деятельности (стратегирование, исследование, проектирование)
Результаты этапа: Основные направления в 2018 году – обсуждение с педагогической общественностью результатов работы (сделано 8 докладов на международных и отечественных конференциях и опубликованы тезисы по ним), разработка отдельных научных направлений, которые в перспективе нужно включать в школьное профильное образование по биологии (опубликовано 2 статьи и один обзор), опубликовано 2 статьи в сборниках материалов по результатам выступлений на педагогических конференциях.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Создание специализированных курсов для старшеклассников по формированию техник мышления, необходимых для работы в высокотехнологичных производствах.
Результаты этапа: Задача в 2019 г. – дальнейшее развитие существующих в СУНЦ методик развития компетенций по формированию техник мышления, необходимых для деятельности в науке и наукоемком производстве (стратегирование, исследование, проектирование). Совершенствование создаваемой базы данных по биологии, позволяющей учащимся заниматься по индивидуальным образовательным траекториям. Рассматриваются и анализируются техники коммуникации (в первую очередь, информационные технологии) и их влияние на формирование индивидуальных техник мышления (исследование, проектирование, стратегирование и др.). Фокус на подготовке кадров для биоинформатики, биоинженерии, доказательной медицины. Разрабатываются подходы к к мотивированному получению знаний. Достигнутые на первом этапе успехи: за 2015-2019 гг. воспитано на базе СУНЦ более 40 победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады по биологии, все они поступили в МГУ на различные факультеты. Различные предлагаемые в мировой литературе методики преподавания, в первую очередь, связанные с информационными технологиями, анализируются и верифицируются с точки зрения воспитания специалистов, чья работа основана на системном знании, имеющих научную картину мира. Верифицированные методики предлагаются на различных конференциях учителей и методологов образования. Развивается взаимодействие с Kamnoetvidya Science Academy (районг, Тайланд) с внедрением дистанционных форм обучения и взаимодействия при взаимных межшкольных обменах. Сделано 5 докладов на конференциях, опубликовано 4 статьи в научных журналах, 8 публикаций в научно-популярных журналах (Элементы; Потенциал, Химия, Биология, Медицина)
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Создание специализированных курсов для старшеклассников по формированию техник мышления, необходимых для работы в высокотехнологичных производствах.
Результаты этапа: В 2020 году созданы и частично размещены в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ модульные дистанционные курсы, сопровождающие обучение: Биогеография, Основы ботаники, Олимпиадная ботаника. Продолжена подготовка сопровождение очного обучения в СУНЦ материалами, использующими возможности компьютерного обучения (курсы “Основы ботаника”, “Олимпиадная ботаника”, “Биогеография”, "Генетика").Прошло обучение по этим курсам с использованием дистантного режима обучения. Выпущено 4 статьи по исследованиям на уровне клеток и организма и обсуждена возможность использования современных научных подходов в обучении старшеклассников. Сделана секция в рамках Ломоносовских чтений (21.10.2020) на тему «Особенности дистанционного обучения одаренных к изучению естественных наук старшеклассников», на ней представлено 13 докладов и обсуждены подходы к повышению эффективности обучения в условиях полного дистанта. Планируемый объем работ в целом выполнен. Переход на дистанционное образование с отсутствием очного выявил новые проблемы, которые планируется изучать в следующем году. Благодаря Программе развития СУНЦ МГУ появилась возможность внедрить проанализированные наработки по инновационным педагогическим подходам в образовательный процесс СУНЦ МГУ. Применяемые подходы позволили получить результат в образовании, за достижения в подготовке учащихся А.А. Астахова отмечена Премией правительства Москвы в области образования.
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Анализ результатов применения различных образовательных технологий с применением КТ в подготовке старшеклассников
Результаты этапа: В 2021 году продолжалось изучение использования созданных курсов в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ: Биогеография, Основы ботаники, Олимпиадная ботаника, Микробиология. Исследовались возможности использования курсов при очном обучении или дистанционном, а также как опорные материалы при основном или факультативном обучении. Анализировали результаты обучения при самостоятельном прохождении учащимися курсов. Продолжена подготовка сопровождения очного обучения в СУНЦ материалами, использующими возможности компьютерного обучения. Проводится анализ возможностей использования современных омиксных данных при обучении биологии и медицине (выпущена 1 статьи и 2 тезисов - докладов на конференциях). Выпущено 2 статьи по исследованиям на уровне клеток и организма и обсуждена возможность использования современных научных подходов, а также требований знания биоэтики в обучении старшеклассников. Обсуждены подходы к повышению эффективности обучения в условиях полного дистанта. Проведен анализ возможностей использования выезда на природу (июль, Каререлия, 14 дней; октябрь, Тебердинский заповедник, 8 дней) как фактор сплочения учащихся и повышение эффективности их обучения в условиях дистанционного обучения в семестре. Результаты доложены М.Г. Сергеевой и А.А. Астаховой на международной конференции (Третий тайско-российский круглый стол) в виде доклада о соотношении дистанционного и очного образования в режиме «outdoor». Планируемый объем работ выполнен.
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Использование современных образовательных технологий с применением КТ в условиях работы с одаренными старшеклассниками
Результаты этапа: сделаны следующие доклады на конференциях: 1. Сергеева М.Г. Использование информационных технологий при формировании образовательного пространства для страшеклассников\ стр. 62-63 в сборнике: Ломоносовские чтения. Научная конференция. Секция «Новые технологии обучения в классах естественнонаучноготпрофиля» : Тезисы докладов / Рабочая группа Д.П. Ильютко, Н.В. Морозов, К.В. Семенов. – Москва : МАКС Пресс, 2022. – 80 с. – 808 кб. (Электронное издание сетевого распространения) е-ISBN 978-5-317-06910-0 https://doi.org/10.29003/m3127.978-5-317-06910-0 2. Курчашова С.Ю., Гасанова Т.В. Влияние «дистанта» на проведение школьных исследовательских работ. с. 45 в том же сборнике 3. Сергеева М.Г. Формирование способностей к проектированию, исследованию, стратегированию старшеклассников в условиях цифровизации образовательного пространства (на примере СУНЦ МГУ). Международная научно-практическая конференция ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 4. Сергеева М.Г. Содокладчик семинара Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях, 20 декабря 2022 г.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен