Психология познания и деятельности субъектаНИР

Psychology of cognition and activities of the subject

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. Обоснована роль «образа мира» в динамическом контроле неопределенности. Рассмотрены составляющие интеллектуально-личностного потенциала человека в контексте регуляции когнитивных стратегий, креативности и личностных выборов. Осуществлен ряд исследований соотношения когнитивных репрезентаций риска и личностной готовности к риску в саморегуляции. Апробированы методики: краткий опросник Большой пятерки – TIPI – и опросник Рациональный-Опытный С. Эпстана. Проведена оценка конгруэнтности факторных структур ряда опросников в рамках кросс-культурного сравнения российских и азербайджанских выборок (Мельбурнский опросник индивидуальных особенностей принятия решений, опросник ЭмИн, опросник Баднера). Опубликованы результаты кросс-культурного сравнения интеллекта и креативности на больших выборках американских и российских студентов (проф. Т.В. Корнилова). Обнаружено и описано влияние механизмов индивидуальной саморегуляции на показатели эффективности решения пороговой сенсорной задачи. Проведен качественный анализ индивидуальных способов различения сигналов, используемых наблюдателями в качестве средств решения сенсорной задачи. Соотнесены результаты диагностики индивидуальной саморегуляции с результатами качественного анализа, что позволило объяснить изменение количественных показателей различения (время и показатели стабильности реакции, сенсорная чувствительность) (ст.н.с. С.А. Емельянова). Проведены аналитико-эмпирические исследования опосредствованных Интернетом процессов познания в игровой и коммуникативной деятельности. В частности, представлено сопоставительное межкультурное исследование методов диагностики зависимости от Интернета в группах школьников и студентов в Азербайджане и в России. Разработаны фундаментальные психологические принципы применения современных информационных технологий пользователями (вед.н.с. А.Е. Войскунский). 2. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. В связи со 120-летним юбилеем Л.С. Выготского проанализированы эволюционные истоки культурно-исторической теории, определен вклад ученого в развитие университетских психологических научных школ. В связи с 50-летием факультета психологии принято участие в издании коллективного труда «Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова: к 50-летию основания (1966 - 2016)»: разработан макет, осуществлена научная редакция, и написаны статьи для сборника (проф. А.Н. Ждан). Проанализированы представления Л.С. Выготского, связанные с новым пониманием им личности как «вершинного» образования (проф. Б.С. Братусь). Проанализированы принципы историко-психологического исследования в школе П.Я. Гальперина и их методологический потенциал для современной психологии. Рассмотрена проблема парадигмального статуса психологии. Выделены и описаны основные исследовательские и практические парадигмы современной психологии. Проведен сравнительный анализ идей экзистенциального и культурно-деятельностного подхода (роль истории, социума, «Другого» в развитии человеческой индивидуальности, механизмы «выхода за пределы себя», место категории смысла и др.); изучено влияние идей С. Кьеркегора на гуманистическую психологию ХХ века. Cделана попытка связать структуру современной психологии с логикой построения философии как ее «материнской» дисциплины (ст.н.с. М.Г. Чеснокова). Выполнен историко-психологический и теоретический анализ творческого наследия А.А. Леонтьева, приуроченный к его 80-летнему юбилею (доцент Е.Е. Соколова). Подготовлена и издана коллективная монография: «Психология деятельности в 21 веке. К 50-летию факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова»: сборник научных трудов (ученые записки кафедры общей психологии. Вып. 3); [главн. ред. Ю.П. Зинченко; науч. ред. Б.С. Братусь, Е.Е. Соколова, Е.В. Битюцкая]. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. – 448 с. В сборнике показаны последние достижения в области общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Рассмотрены фундаментальные вопросы теории деятельности и возможности ее применения к решению широкого круга задач психологической науки и практики. Представлены также уникальные архивные материалы по истории культурно-деятельностной психологии, в том числе интервью А.Н. Леонтьева о Л.С. Выготском. 3. Исследование ценностно-смысловых аспектов деятельности. Исследованы ценностно-смысловые аспекты деятельности в кризисных ситуациях развития личности. Показана роль духовно-нравственных ориентиров в становлении и жизнестойкости личности в зрелых возрастах. Построена классификация «духовных возрастов» личности (проф. Б.С. Братусь). Продолжено изучение психологических механизмов совладания человека с трудными жизненными ситуациями. Проведен анализ оценок и совладания с трудной жизненной ситуацией, которая воспринимается субъектом как безвыходная (доцент Е.В. Битюцкая). 4. Сравнительно-психологические исследования: Проанализировано поведение животных в ситуациях «новизны» как функция их деятельности. Осуществлен критический анализ так называемой "культуры" у животных, а также проектов обучения высших обезьян «человеческому языку» (ст.н.с. Е.Ю. Федорович, доцент Е.Е. Соколова); изучены формы невербальной коммуникации между людьми и животными и связанные с их особенностями процессы атрибуции антропоморфных характеристик животным; показана роль животных-домашних питомцев в регуляции функционирования семейных систем (ст.н.с. Е.Ю. Федорович). 5. Восприятие России представителями российской и китайской молодежи. Проведен сравнительный анализ восприятия трех стран: России, КНР и США; а также изучен образ героя России у российской и китайской студенческой молодежи (проф. Л.В.Матвеева, ст.н.с. Аникеева Т.Я., Ю.В.Мочалова, Е.Е.Петракова).
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. Проведен цикл исследований, демонстрирующий связи когнитивной и личностной регуляции принятия решений на материале фрейминг-эффекта. Апробирован для российских выборок опросник С. Эпстайна «Рациональный-Опытный». Продолжены кросс-культурные исследования по апробации ряда личностных методик на азербайджанских выборках; завершена апробация опросника ЭмИн Д. Люсина для азербайджанской выборки, что отражено в отдельной статье (проф. Т.В. Корнилова). Проанализированы представления о мышлении в общей психологии. Выделен «классический» период, обозначенный как «предметоцентрический», досистемный, основанный на принципе «спецификации» (проф. И.А. Васильев). В рамках темы функционального анализа мышления выделена особая форма постановки научной проблемы, которая осуществляет функцию «снятия» противостоящих друг другу и образующих содержание проблемы теорий (доц. А.Н. Ромащук). Проведены аналитико-эмпирические исследования опосредствованных Интернетом процессов познания в игровой и коммуникативной деятельности (вед.н.с. А.Е. Войскунский). Продолжено изучение особенностей стилевой регуляции при решении пороговых и околопороговых слуховых сенсорных задач. Центральной проблемой исследования было выявление роли индивидуально-психологических особенностей в регуляции процесса решения сенсорных задач (ст.н.с. С.А. Емельянова). Продолжено изучение особенностей профессиональной памяти: принципов ее функционирования; факторов, обусловливающих эффект запоминания последовательностей дебютных ходов. Под углом зрения идеи А.Р. Лурия о культурной одаренности и идеи Л.С. Выготского о роли вербальной памяти проанализированы механизмы компенсации негативных возрастных изменений. (ст.н.с. Е.Е. Васюкова). В контексте теории проблемных ситуаций А.А. Матюшкина и смысловой теории мышления О.К. Тихомирова были продолжены исследования понимания проблемной ситуации как предпосылки успешности ее разрешения. Процесс понимания рассматривается как форма продуктивного мышления, направленного на разрешение проблемных ситуаций (доцент А.А. Матюшкина). 2. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ. В связи со 115-летним юбилеем со дня рождения классика отечественной психологии П.Я.Гальперина проанализированы направления научной, педагогической и организационной деятельности ученого, обозначен его вклад в развитие психологической науки и практики. Рассмотрена деятельность А.А.Бодалева на постах декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии. Проанализировано научное наследие выдающегося мыслителя, физиолога и психолога А.А.Ухтомского, определено его место в отечественном человекознании. Рассмотрено наследие Л.С.Выготского как синтез психологической науки и практики, искусства и культуры (проф. А.Н. Ждан). Проведен историко-психологический анализ «спинозистских» корней культурно-деятельностной психологии (по работам Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева) (доц. Е.Е. Соколова). Проведен теоретический анализ понимания психики как ориентировочной деятельности в работах П.Я.Гальперина и А.Н.Леонтьева. Согласно их взглядам, психика не является «отражением» физического мира как такового: в образе свёрнут опыт деятельности субъекта в предметном мире (доц. Е.Е. Соколова, ст.н.с. Е.Ю. Федорович, И. Семенова). Проанализированы принципы историко-психологического исследования, заложенные П.Я. Гальпериным, их содержание и методологический потенциал. Намечены некоторые возможные пути развития современной концепции истории психологии. Продолжен анализ взаимоотношений психологии и философии. Рассмотрено понимание заботы о себе в философско-психологических работах С. Кьеркегора. Выдвинуто положение, рассматривающее творчество С. Кьеркегора как самостоятельную оригинальную программу построения психологии, наряду с программами В. Вундта, Ф. Брентано, И.М. Сеченова (ст.н.с. М.Г. Чеснокова). 3. Исследование ценностно-смысловых аспектов деятельности. Исследованы ценностно-смысловые аспекты деятельности в кризисных ситуациях развития личности. Показана роль духовно-нравственных ориентиров в становлении и жизнестойкости личности в зрелых возрастах. Построена классификация «духовных возрастов» личности (проф. Б.С. Братусь). Продолжено изучение психологических механизмов совладания человека с трудными жизненными ситуациями. Проведено теоретико-эмпирическое исследование, направленное на изучение типов ориентаций в трудных ситуациях (доцент Е.В. Битюцкая). 4. Сравнительно-психологические исследования: Проанализировано поведение животных в ситуациях «новизны» как функция их деятельности (ст.н.с. Е.Ю. Федорович). 5. Восприятие стран Европы, Японии и Китая представителями европейского и азиатского регионов России. Проведено эмпирическое исследование особенностей представлений о странах Востока и Запада у молодежи европейского и азиатского регионов России (проф. Л.В.Матвеева, ст.н.с. Аникеева Т.Я., Ю.В.Мочалова, Е.Е.Петракова).
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. В рамках исследования общих проблем психологии интеллекта выполнен анализ на разных уровнях: на уровне индивидуальных различий развивается структурно-динамическая теория интеллекта; на уровне анализа интеллекта как фактора социально-экономического развития стран и регионов предложена математическая модель, которая позволяет объяснять данные международных исследований (проф. Д.В. Ушаков). Выполнен историко-методологический анализ исследований по психологии мышления (проф. И.А. Васильев). Проведен теоретический анализ подходов к пониманию неопределенности в современном формулировании принципа неопределенности, в междисциплинарном подходе к прогнозируемым и непрогнозируемым событиям (проф. Т.В. Корнилова). Проведено обзорно-аналитическое исследование различных подходов к изучению особенностей регуляции человека при решении когнитивных задач в условиях высокой степени субъективной неопределённости. Выполнен анализ теоретических и эмпирических исследований психологических механизмов процесса решения психофизических задач в рамках различных моделей и подходов (ст. н. с. С.А. Емельянова). На материале методики Игровой задачи Айова (IGT) выявлена роль толерантности и интолерантности к неопределенности, а также интеллекта и эмоционального интеллекта как предикторов игровых стратегий в ситуации неопределенности (проф. Т.В. Корнилова с коллегами). Проведено кросс-культурное исследование, предполагающее 1) сопоставление эмоционального интеллекта с индивидуально-стилевой регуляцией стратегий принятия решений с академической успеваемостью студентов в Азербайджане и России; 2) апробацию на азербайджанской выборке двух опросников: опросника ЭмИн Д.В. Люсина и МОПР – Мельбурнского опросника принятия решений (проф. Т.В. Корнилова, асп. Ю.В. Красавцева). Показана роль эмоционального интеллекта как фактора решения проблемных задач художественного содержания (доц. А.А. Матюшкина, студ. А.Г. Каменева). Выполнено исследование кросс-культурных различий в процессах обобщения (доц. О.Н. Арестова с коллегами). Проведен анализ процессов компьютеризации и интернетизации современного цифрового общества в соотношении с проблемой удовлетворения разного типа потребностей человека (вед. н. с. А.Е. Войскунский, асп. Е.А. Брызгалин). Раскрыто психологическое понимание шахматного мастерства в связи с феноменом одаренности, сформулированы принципы развития шахматного мастерства (ст. н. с. Е.Е. Васюкова). Проведен анализ особенностей восприятия детьми и подростками отечественных и зарубежных мультфильмов и их персонажей (проф. Л.В. Матвеева, ст. н. с. Т.Я. Аникеева, н. с. Ю.В. Мочалова). 2. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ. Проанализированы направления научной, педагогической и организационной деятельности основателя факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьева, обозначен его вклад в развитие психологической науки и практики. Проанализированы вехи творческой биографии и научное мировоззрение классика отечественной психологии П.Я. Гальперина. Проанализировано научное наследие выдающегося мыслителя, физиолога и психолога А.А. Ухтомского, определено его место в отечественном человекознании (проф. А.Н. Ждан). В результате историко-психологического и теоретического анализа взглядов П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина предложено решение проблемы соотношения психики и деятельности в рамках культурно-деятельностной психологии (доц. Е.Е. Соколова). С позиций школы А.Н. Леонтьева осуществлен историко-теоретический анализ сравнительно-психологических исследований механизмов сотрудничества людей и совместных форм активности человекообразных обезьян, проведенных под руководством Майкла Томаселло (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, доц. Е.Е. Соколова). Проанализированы работы раннего периода творчества Л.С. Выготского. Рассмотрено важнейшее понятие экзистенциальной психологии – понятие экзистенциальной вины. Показано становление и развитие этой категории в философии и психологии (в работах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, Э. Фромма и др.) (ст. н. с. М.Г. Чеснокова). Обоснован методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрены методические средства решения соответствующих исследовательских задач (доц. О.В. Гордеева, инж. И.В. Соленов). 3. Исследование ценностно-смысловых аспектов деятельности. Исследованы ценностно-смысловые основания теории экзистенциальной психологии, показана необходимость учета духовных компонентов в психотерапевтической практике (проф. Б.С. Братусь). Проведено теоретико-эмпирическое исследование типов ориентаций в трудных ситуациях, разработана и апробирована методика для изучения ориентаций в трудных ситуациях (доц. Е.В. Битюцкая). Выполнено исследование личностных особенностей и ценностной сферы, а также внутренней картины болезни у офтальмологических больных (доц. О.Н. Арестова с коллегами). Проведено аналитико-теоретическое исследование накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с пациентами, пережившими околосмертный опыт, организации процесса подготовки специалистов в этой области, а также организации процесса психотерапевтической помощи пережившим околосмертный опыт и членам их семей (доц. О.В. Гордеева). 4. Сравнительно-психологические исследования: Продолжено изучение форм невербальной коммуникации между людьми и животными (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, инж. И.П. Семенова, техн. О.А. Качалкина). Проведено исследование поведения животных в ситуациях новизны в связи с пережитым ими ранее опытом. Полученные данные объясняются с позиций общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, инж. И.П. Семенова).
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. В рамках исследования общих проблем психологии интеллекта и творческого мышления рассмотрена возможная связь феномена инкубации с активностью нейросетей покоя, открытие которых считается прорывным событием в науках XXI века о мозге; предложен новый подход к оценке изменений связи между переменными – метод скользящей оценки; продемонстрированы возможности мультигруппового конфирматорного анализа для оценки эффекта убывающей отдачи (проф. Д.В. Ушаков с коллегами). Проведена серия эмпирических исследований компонентов интеллектуально-личностного потенциала как предикторов совладания человека с неопределенностью, в т.ч. выполнена апробация новых опросников; установлена роль глубинной мотивации, свойств Большой Пятерки и интеллекта в выборе стратегий решения задач (проф. Т.В. Корнилова с коллегами). Показана роль креативности как предпосылки успешного решения проблемных ситуаций научного содержания (доц. А.А. Матюшкина). Проанализированы принципиально важные психологические особенности сетевой организации современного общества: система опосредствованных продуктами цифровых технологий горизонтальных связей, репутационная структура, недостаточное осознание значения электронных записей о производимых действиях (вед. н. с. А.Е. Войскунский). Исследована творческая деятельность шахматиста, преобразованная информационными технологиями (ст. н. с. Е.Е. Васюкова). Проведен анализ накопленных в психологии фактов адекватного восприятия реальности во время переживания умирающим внетелесного опыта и предложена объясняющая эти факты гипотеза реконструкции, базирующаяся на материалистических философско-методологических основаниях (доц. О.В. Гордеева). Проведен анализ особенностей отечественного и зарубежного анимационного дискурса на материале отечественных и зарубежных мультфильмов и их персонажей (проф. Л.В. Матвеева, ст. н. с. Т.Я. Аникеева, н. с. Ю.В. Мочалова). 2. Психология деятельности субъекта. Рассмотрены место и роль духовности в построении психологического знания, показана необходимость учета духовных компонентов в психотерапевтической практике (проф. Б.С. Братусь). Проведена серия теоретико-эмпирических исследований реагирования человека в трудных жизненных ситуациях, апробирован опросник, позволяющий диагностировать типы ориентаций в трудных ситуациях (доц. Е.В. Битюцкая с коллегами). 3. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ. Проанализированы направления научной, педагогической и организационной деятельности С.Л. Рубинштейна, Л.Ф. Обуховой (проф. А.Н. Ждан). Проведено историко-психологическое исследование неявных философских оснований общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева; эксплицирована связь данной теории с учением Спинозы (доц. Е.Е. Соколова). Изучена связь понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского и теорией деятельности А.Н. Леонтьева; рассмотрен вопрос о принципиальной возможности достраивания культурно-исторической теории психотерапевтической практикой (ст. н. с. М.Г. Чеснокова).
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. Обосновывано, что соответствие социальных институтов национальному менталитету выступает необходимым условием их успешного функционирования и продуктивного решения встающих перед обществом социальных и экономических задач; при этом менталитет населения – достаточно устойчивое образование, которое транслируется из поколения в поколение (проф. Д.В. Ушаков). Проведена серия эмпирических исследований компонентов интеллектуально-личностного потенциала как предикторов личностной регуляции принятия решений и стратегий поведения на различном материале. Выполнена апробация ряда новых опросников для измерения показателей риска, эмпатии и др. Проведен сравнительный анализ выраженности эмпатии у российских и китайских студентов. Рассмотрен вопрос о взаимосвязи стратегий принятия решений и когнитивного стиля «диапазон эквивалентности» (проф. Т.В. Корнилова с коллегами). Проанализирована динамика становления киберпсихологии (психологии интернета) как отдельного направления психологической науки и как составной части едва ли не всех разделов психологии (вед. н. с. А.Е. Войскунский). Исследована познавательная деятельность шахматиста, преобразованная информационными технологиями. Соотнесены представления о творческом мышлении в теориях Я.А. Пономарева и О.К. Тихомирова (ст. н. с. Е.Е. Васюкова). Проведен анализ особенностей анимационного дискурса на материале отечественных и зарубежных мультфильмов и их персонажей и его семантика (проф. Л.В. Матвеева, ст. н. с. Т.Я. Аникеева, н. с. Ю.В. Мочалова). 2. Психология деятельности субъекта. Рассмотрены место и роль духовности в построении психологического знания (проф. Б.С. Братусь). Проанализированы архивные материалы стенограмм дискуссии 1948 года в Институте психологии АПН РСФСР по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики» (доц. Е.Е. Соколова). Проведены теоретико-эмпирические исследования реагирования человека в трудных жизненных ситуациях, представлена концептуальная модель типов ориентаций в трудных ситуациях, апробирован опросник, позволяющий их диагностировать (доц. Е.В. Битюцкая). 3. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. В рамках изучения отечественных научных школ, сложившихся в различных регионах России, проанализированы темы, связанные с 75-летнием юбилеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и посвященные юбилеям выдающихся ученых: 130-летию С.Л.Рубинштейна, 90-летию В.В. Давыдова (проф. А.Н. Ждан). Проведен сопоставительный анализ двух психотерапевтических подходов ‒ жизнеизменяющей психотерапии Дж. Бьюдженталя и понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка; выявлены общие черты, неожиданные параллели и принципиальные расхождения взглядов Бьюдженталя и Василюка, обусловленные различиями в методологических основаниях подходов и представлениями о характере соотношения философии, науки и практики. (ст. н. с. М.Г. Чеснокова).
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа: 1. Психология познания субъекта. Проанализированы возможности и ограничения метода модерированного конфирматорного факторного анализа (МКФА) при исследованиях структуры интеллекта в контексте анализа закона убывающей отдачи Ч. Спирмена (Spearman’s Law of Diminishing Returns, SLODR). В рамках работы с помощью МКФА проверена простая однофакторная модель на больших выборках симулированных данных и реальных результатах тестирования интеллекта (проф. Д.В. Ушаков и коллеги). Проведена серия эмпирических исследований компонентов интеллектуально-личностного потенциала как предикторов личностной регуляции принятия решений и стратегий поведения на различном материале. На основе кросс-культурного сравнения специально подобранных по составу (возраст, пол, студенты и взрослые) азербайджанской и российской выборок выделены по два сходных латентных личностных профиля, что демонстрирует превалирование фактора индивидуальных различий над фактором различий культур. Основными дифференцирующими переменными для выделения латентных классов среди азербайджанских и российских участников стали свойства «темной триады». Выполнена апробация ряда новых опросников для измерения показателей риска, эмпатии, в частности, методики на когнитивную и аффективную эмпатию (проф. Т.В. Корнилова и коллеги). Проанализированы особенности групповой познавательной деятельности онлайн-волонтеров – составителей Википедии, их организационного поведения, мотивационно-личностные характеристики. В составе международной группы исследователей из 10 стран выполнено исследование межкультурных и культурно-специфичных данных о психологических особенностях авторов электронных сообщений негативного характера жанра «секстинг» (вед. н. с. А.Е. Войскунский и коллеги). Проведено прикладное исследование оценки психологического состояния зрителями СМИ и пользователями сети интернет, а также интерпретации ими внутреннего состояния других людей (м.н.с. М.А. Семёнова). Исследована познавательная деятельность шахматиста, преобразованная информационными технологиями. Раскрыты возможности деятельностного подхода к изучению шахматного творчества и вклад О.К. Тихомирова в психологию шахматного творчества (ст. н. с. Е.Е. Васюкова). Проведено изучение культурных представлений о России, ее образа у молодежи из различных регионов страны, в соотнесении с имеющимися у нее образами других стран (проф. Л.В. Матвеева, ст. н. с. Т.Я. Аникеева, н. с. Ю.В. Мочалова). 2. Психология деятельности субъекта. Проведен анализ методологических проблем в психологическом изучении религиозности и предложен новый компаративный подход в качественных исследованиях религиозности как составляющей жизни человека (проф. Б.С. Братусь и коллеги). Проведены теоретико-эмпирические исследования реагирования человека на трудные жизненные ситуации; апробирован опросник «Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации», позволяющий многомерно исследовать субъективное оценивание трудностей (доц. Е.В. Битюцкая и коллеги). Проанализировано понятие трудной жизненной ситуации с позиции онтологии жизненных миров. Рассмотрена связь между изменением способа преодоления трудности и развитием личности (ст. н. с. М.Г. Чеснокова). 3. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. Осуществлен анализ ранее опубликованной (1986) рукописи Л.С. Выготского «Конкретная психология человека» (1929) и связанных с ней работ, которые имеют отношение к его не реализованному проекту создания психологии «в терминах драмы». Проанализировано определение психики как ориентировочной деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) и показано, что оно не предполагает сведения психического к познавательным процессам. Введен в научный оборот архивный документ, не публиковавшаяся ранее рукопись А.И. Розенблюма. Успешно защищена диссертация Е.Е. Соколовой «Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева)» на соискание ученой степени доктора психологических наук (доц. Е.Е. Соколова). Проведен содержательный анализ одного из главных принципов отечественной психологии советского периода − принципа восхождения от абстрактного к конкретному. Рассмотрены три основных трактовки метода восхождения от абстрактного к конкретному в психологии, предложенные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Проанализированы экзистенциальные основания концепции С.Л. Рубинштейна (ст. н. с. М.Г. Чеснокова).
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа:
8 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа:
9 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа:
10 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа:
11 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Психология познания и деятельности субъекта
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".