Механика и управление движением робототехнических систем. 2016-2020НИР

The mechanics and motion control of robotic systems. 2016-2020

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Механика и управление движением робототехнических систем. 2016
Результаты этапа: - Методом компьютерного эксперимента верифицированы алгоритмы стабилизации движения автономного шестиногого робота с использованием двух одинаковых шаров, которые могут свободно кататься по горизонтальной шероховатой плоскости. Уверенное выполнение локомоционной задачи было достигнуто с использованием полной динамической твердотельной модели управляемого движения системы средствами программного комплекса “Универсальный механизм”. - Выполнен анализ свойств параметрического семейства решений уравнений кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра. Изучена связность областей, допустимых для постановки ног. - Улучшен алгоритм, решающий задачу обнаружения одиночных изолированных препятствий мобильным роботом с помощью дальномера. Создан прототип четырехколесного колесно-шагающего аппарата с активной подвеской, его компьютерные модели, а также вспомогательные и упрощенные субмодели. Построен синтез управляемого движения шестиногого робота на меканум-колесах по некоторым криволинейным траекториям - Построена математическая модель для движения в параллельном поле тяжести твердого тела, отслеживающего касательную к траектории при скольжении тела вдоль кривой под действием сил сухого и вязкого трения. Соответствующие уравнения движения содержат сингулярность. Предложен метод регуляризации этих уравнений.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Механика и управление движением робототехнических систем. 2017
Результаты этапа: Конструктивно разработан алгоритм построения и стабилизации движения при переправе на плоту автономного шестиногого робота с одного берега на другой небольшой водной преграды. С этой целью выполнена и верифицирована компьютерная реализация полной математической модели нестационарной пространственной динамики плота вместе с роботом под действием активных сил, архимедовой силы и сил сопротивления воды движению. Построена виртуальная среда для моделирования движения плота вместе с роботом по воде, которая предусматривает возможность перемещения робота по плоту при переправе. Алгоритм управления движением отработан средствами компьютерного моделирования комплекса «УМ». Выполнена визуализация процесса переправы, свидетельствующая о работоспособности алгоритма в условиях действия помех. С помощью уравнений кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра выполнен анализ свойств допустимых областей точек опоры, обеспечивающих заданное движение робота. Выявлена аналогия задачи о равновесии двуногого робота на цилиндре задаче о двухпальцевом захвате и переносе цилиндра рукой манипулятора. Для задачи о брахистохроне твердого тела, отслеживающего касательную к траектории при его скольжении вдоль кривой под действием сил сухого и вязкого трения, найдены и методами компьютерной алгебры верифицированы условия экстремальности. Выполнен предварительный анализ этих условий. В декабре 2016 года была защищена диссертация: "Брахистохрона при действии разгоняющей силы, а также сухого и вязкого трения." Разработан эвристический алгоритм с элементами искусственного интеллекта (встроенная продукционная система) обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Алгоритм отработан на моделях, ведется его установка на реальный объект - АвтоНИВУ. Построена квазистатическая модель манипулятора манго с нейроподобным управлением, разработаны его интеллектуальные технологии. Проведены международные молодежные робототехнические соревнования EUROBOT. Председатель организационного комитета: М.А.Салмина, член программного комитета: Н.В.Петровская. М.А.Салмина так же, член организационного комитета конференции: "Конкурс компетенций РОБОТОН-МиР". Н.В.Петровская выступила на международной конференции по новым образовательным технологиям с докладом: "Предметная олимпиада по робототехнике и другие форматы инженерно-технических состязаний".
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Механика и управление движением робототехнических систем. 2018
Результаты этапа: Построено движение шестиногого робота, позволяющее осуществить его переправу вместе с грузом на другой берег водной преграды в простейшем случае, когда робот сообщает плоту начальный толчок от берега. Предложенный алгоритм управления предусматривает необходимость переноса груза с берега на плот, транспортировки груза по движущемуся плоту и переноса груза с плота на другой берег. Решаемая задача формулируется следующим образом. Первоначально робот идет по горизонтальной поверхности. На его пути расположена не очень широкая, но достаточно протяженная водная преграда с перпендикулярными к направлению движения берегами. Ширина водной поверхности не позволяет роботу перешагнуть через преграду, но для того, чтобы ее переплыть достаточно оттолкнуться от берега ногами. На воде у ближайшего к роботу берега свободно лежит плот, а на берегу у воды лежит груз. Робот должен подойти к плоту, перейти на него и одновременно перенести груз. Затем с достаточной силой оттолкнувшись от берега переплыть на плоту к другому берегу, переместившись вместе с грузом к подходящему для переправы краю плота, и перейти на другой берег, переместив на него груз. При выполнении этих маневров возникают колебания плота относительно воды и удары, связанные с транспортировкой груза. Если к тому же робот вместе с грузом оказывается в силу разных причин не на осевой линии плота, то при движении робота по плоту и особенно при отталкивании от берега возникает закрутка плота вокруг вертикальной оси, что осложняет задачу управления. В статье представлен конструктивно построенный алгоритм решения сформулированной задачи. Этот алгоритм был отработан на программном комплексе ``Универсальный механизм'' с учетом полной динамики системы в целом, имеющей 36 степеней свободы. Представленные результаты компьютерного моделирования свидетельствуют о принципиальной реализуемости предложенного алгоритма управления роботом. Соответствующий видеоролик доступен на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2018-68). Исследована задача о возможности реализации двуногим роботом заданного линейного и углового ускорения с опорой о цилиндрическую поверхность. Наличие даламберовых сил инерции при ускорении центра масс двуногого робота промоделировано уравнениями кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра. Подробно рассмотрен случай, когда активные и даламберовы силы, действующие на робота, приводятся к одной равнодействующей. Поиск реакций опоры, обеспечивающих заданное движение, выполнен с учетом нелинейных ограничений, связанных с наличием сил сухого трения. Уточнены существенные детали в структуре допустимой области расположения стоп ног на цилиндре, обеспечивающие кинетостатическое равновесие робота в параллельном поле сил при фиксированном положении центра масс робота и угла наклона цилиндра к вектору суммарной силы. Выполнено параметрическое исследование связности областей, допустимых для постановки ног, в зависимости от угла наклона суммарной силы по отношению к цилиндру. Установлено, что при больших углах между силой и цилиндром связность допустимых областей точек опоры может нарушаться. Выявлена аналогия задачи о равновесия двуногого робота на цилиндре задаче о двухпальцевом захвате и переносе цилиндра рукой манипулятора. Различие этих задач состоит лишь в том, что в первой задаче силы действуют со стороны цилиндра на робота, а во второй задаче силы действуют со стороны робота на цилиндр. Поэтому результаты, полученные для решения первой задачи, с соответствующими модификациями и уточнениями могут быть перенесены на решение второй задачи. Разработаны методы решения задачи обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Это – одна из основных задач управления роботами при движении на экстремальных препятствиях. Лазерные дальномерные сканирующие сенсоры, иначе называемые лидарами, в настоящее время широко применяются в мобильной робототехнике. При этом решаются следующие типичные задачи: обнаружение и картирование препятствий (при известной навигационной информации); реализация системы безопасности (бесконтактного бампера); локализация, навигация мобильного аппарата и составление карты, контроль профиля дороги; совместное использование данных (data fusion) дальномеров и других сенсоров, например, ТВ-камер, тепловизоров, при этом точнее выделяются объекты наблюдаемой сцены и определяются расстояния до них. На данном этапе поставленная задача решается применительно к автомобилю-роботу проекта АвтоНИВА, разработка которого ведется в ИПМ им. М.В. Келдыша, при поддержке РФФИ, проекты 16-08-00880, 16-01-00131. Создана модель машины и модель ее сенсорной информационной системы, которая будет установлена на крышу. Основным ее элементом для рассматриваемой задачи является дальномер SICK (коммерческое устройство, разработанное в Германии). Разработан и отрабатывается эвристический алгоритм с элементами ИИ (встроенная продукционная система) обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Основной блок алгоритма построен как система продукционных правил, которые вводят логические соотношения, позволяющие судить о наличии или отсутствии препятствия по полю нормалей к поверхности. Найденные препятствия заносятся на двумерную карту, разработаны методы картирования препятствий. Алгоритм отработан на моделях, изучено влияние параметров алгоритма. Предложены функции и ведущие алгоритмы подсистем зрения робоавтомобиля АвтоНИВА. Система телевизионного зрения работает с цветными телевизионными изображениями. Данная подсистема основана на новом, специальном сжатом описании каждого кадра, которое позволяет решать задачи нахождения и распознавания объектов в реальном времени, минимизируя обращения к исходному массиву изображения на стандартном персональном компьютере. Разработан прототип четырехколесного колесно-шагающего аппарата (ровера) с активной подвеской, его компьютерные модели, а также вспомогательные и упрощенные субмодели. Уравнения движения интегрируются в программном комплексе «Универсальный механизм». Исследованы механика, динамика движения и синтез управления преодоления препятствий для многоколесного мобильного робота с пассивной и активной подвесками. Выполнена сборка ровера и отработка его подсистем. Создан робот омни-мобильного движения на меканум-колесах. Основная цель исследований – синтез управляемого движения аппарата по криволинейным траекториям. Использование меканум-колес (роликонесущих колес всенаправленного движения) упрощает кинематическую схему аппарата за счет отказа от сложных рулевых механизмов и приводов, и при этом полностью сохраняет возможности управления криволинейными движениями. Разработан исследовательский макет мобильного манипулятора на шестиколесной меканум-платформе. Эта система обладает большим числом степеней свободы и является кинематически избыточной, но именно в силу этого обстоятельства способна решать весьма широкий класс задач манипулирования предметами и движения в пространстве, в том числе в стесненных средах. Предложены методы кинематического управления манипулятором и шасси робота. Такой подход оправдан при достаточно медленных движениях робота. Исследованы прямая и обратная кинематические задачи манипулятора, показано, что они обе имеют аналитические решения. Для шасси робота построены методы управления перемещением в разных режимах (общем или поступательном движении) по произвольным криволинейным траекториям. Эффективность указанных методов подтверждена результатами экспериментов с созданным роботом. Продемонстрирована высокая мобильность аппарата. Выполненные теоретические исследования, компьютерное и натурное моделирование подтвердили техническую реализуемость представленного мобильного манипулятора. Функциональные качества робота оценены как достаточно эффективные. Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении оснащения машины развитой сенсорикой, прежде всего зрением и дальномерной системой. Последнюю предполагается использовать для обнаружения препятствий на пути робота, такая подсистема уже создана. Тем самым планируется создание автономного робота. По итогам работы по проекту подготовлена 1 кандидатская диссертация.
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Механика и управление движением робототехнических систем. 2019
Результаты этапа: Показано, что автономное спасение шестиногой машины из аварийного положения «вверх ногами» возможно при помощи циклического движения ног, если корпус имеет верхнюю оболочку в виде усеченного цилиндра. Предложен метод раскачивания корпуса за счет синхронизированного движения ног, обеспечивающий переворот корпуса и возвращение робота в рабочее положение. Выполнено аналитическое исследование и компьютерное моделирование полной динамики робота, подтвердившие эффективность разработанной методики для восстановления функциональной состоятельности робота. Приводятся результаты численных экспериментов и соответствующие видеоматериалы, показывающие практическую реализуемость разработанного метода. Выявлена аналогия динамики многоногого робота и динамики параллельных манипуляторов, которые являются основой кинематики для существующих и перспективных периферийных стыковочных механизмов КА. Разработаны алгоритмы и компьютерные программы расчета уравнений динамики соответствующих параллельных манипуляторов. В математической модели конкретного механизма уравнения дополняются алгоритмами расчета внутренних активных сил и моментов, создаваемых его устройствами демпфирования энергии и приводами. Разработана математическая модель динамики периферийного стыковочного механизма с управляемой рекуперацией упругой энергии. Разработано программное обеспечение для гибридного моделирования процесса причаливания космических аппаратов, то есть их стыковки с использованием космического манипулятора. При таком моделировании манипулятор и относительное движение соединяемых объектов описываются математической моделью, а стыковочные агрегаты представлены реальными экземплярами. Относительное движение этих агрегатов воспроизводится на 6-степенном стенде, управляемом компьютером. Исследованы уравнения динамики переноса хрупкого цилиндра манипулятором с трехпальцевым схватом. Выполнены аналитические исследования о целесообразном распределении нагрузки при опоре шагающей машины о шероховатые цилиндры, имитирующие навал бревен на шероховатой плоскости с возможностью проскальзывания бревен относительно плоскости и относительно друг друга. Показано, что равновесие системы из двух однородных цилиндров, один из которых лежит на земле, а другой опирается о землю и о второй цилиндр под острым углом, возможно только в случае параллельного расположения их осей. На основе схемы стайного подхода к моделированию транспортных потоков разработана система микромоделирования транспортных потоков города и шоссе, с возможностью исследования различных параметров дорог и транспортных потоков. Представлены модели условных городских перекрестков и примеры реальных московских дорог. Разработана теоретическая схема моделирования, программный симулятор и показаны соответствующие результаты моделирования. Выполнен этап работы по созданию физической модели четвероногого колесно-шагающего робота преодолевающего препятствие в виде ступени с помощью методов машинного обучения с подкреплением. Разработана модель натурного аппарата с двадцатью одной степенью свободы. Выполнена параметризация шагового движения и необходимые условия равновесия, которые были учтены в программном комплексе «Универсальный механизм». Параметры модели были взяты в качестве входных данных нейронной сети с целью выделения набора параметров для функции вознаграждения, которая используется для дальнейшего обучения с подкреплением, основанными на алгоритмах Q-обучения. Представлены основные результаты по синтезу движения.
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Механика и управление движением робототехнических систем. 2020
Результаты этапа: Решены фундаментальные проблемы, возникающие при разработке мехатронных мобильных систем, ориентированных на автономную работу в условиях экстремально сложного рельефа окружающей среды, и предполагающие создание соответствующих методов и алгоритмов управления, их отработку средствами компьютерного моделирования, полунатурного и натурного макетирования. Разработаны методы синтеза движения беспилотных мобильных роботов (как шагающих, колесно-шагающих, так и летающих) в условиях, когда имеются ограничения на способ перемещения. Такими могут быть, например, сохранение экологии окружающей среды; наличие невозможных для опоры областей; предписание двигаться только по поверхности или внутри какого-либо объекта сложной формы; активное балансирование на неустойчивых объектах внешней среды; ограничения по типу трения при контактных взаимодействиях; требование комфортабельности движения, выполнение задач манипулирования при движении, необходимость перелета с одного места на другое, управление группой роботов и т.п.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".