Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограниченияНИР

Interaction between teachers, pupils and parents in the educational environment: opportunities and limitations

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 28 января 2019 г.-25 декабря 2019 г. Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограничения
Результаты этапа: В 2019 году осуществлялась реализация первого этапа исследования – теоретический анализ проблематики взаимодействия между учителями, учениками и родителями в образовательной среде с использованием социально-психологического и организационно-культурного подходов. Понятие образовательной среды дает возможность для реализации принципа целостности в реальности современного образования. Именно рассмотрение жизни школы, всех её ступеней, разнообразных специализаций, различных уроков, разнообразия коммуникативных процессов как единого целого, в конечном итоге, приводит к стратегическому подходу к организации функционирования современной школы. Кроме того, было проведено несколько эмпирических исследований. Целью одного из них было выявление характера взаимосвязи восприятия организационной культуры и идентификации с увлеченностью работой сотрудников школьных организаций. Обращение внимания исследователей на педагогические коллективы образовательных учреждений, как правило, сопровождается имплицитными ожиданиями, что результаты будут вполне предсказуемы и согласуемыми с бюрократическими проявлениями, свойственными государственным учреждениям. Однако резко ускорившиеся в последнее время процессы кардинального реформирования всей системы образования заставляют предполагать и новые социально-психологические феномены, и закономерности, которые в конечном итоге призваны повысить качество образования на всех его уровнях. В исследовании использовался следующий методический аппарат: опросник OCS С. Глейзер, С. Заманоу и К. Хакер (Glaser et al., 1987), перевод и адаптация Е.В. Кузавлева (под руководством С.А. Липатова), опросник Ф. Маела и Б. Эшфорта (перевод С.А. Липатова), опросник идентификации с карьерой и с профессией Р. ван Дика, опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» (адаптация на русский язык Д.А. Кутузовой (2006). Также было проведено эмпирическое исследование по проверке психометрических свойств русскоязычной версии опросника «Профессиональная временная перспектива будущего» (Occupational Future Time Perspective, OFTP) Х. Цахера и М. Фрезе (Базаров Т.Ю., Парамузов А.В., 2019). В результате было показано, что взаимосвязь воспринимаемых характеристик организационной культуры, организационной идентификации и увлечённости работой педагогов образовательного учреждений подтверждается лишь частично, так как некоторые характеристики организационной культуры не имели положительной связи с идентификацией с организацией, с идентификацией с подразделением, с идентификацией с профессией. С другой стороны, взаимосвязь представлений об организационной культуре и увлеченности работой полностью доказана, как и взаимосвязь между увлеченностью работой и организационной идентификацией. В данном случае речь идет о позитивной оценке сотрудниками организационной культуры школьного учреждения и ее влиянии на увлеченность работой, а также на осознание своей принадлежности к группе, ее эффективности и продуктивности, что выступает в качестве мотивации достижения высоких результатов. И, наоборот, чем выше их поглощённость работой и энтузиазм, тем значимее для них становится группа или организация в целом. Кроме того, было проведено исследование психометрических свойств русскоязычной версии опросника Х.Цахера и М.Фрезе OFTP, результаты которого показали, что данный опросник обладает приемлемыми психометрическими свойствами, сопоставимыми с оригинальной версией. Русскоязычная версия OFTP может быть рекомендована для использования в научных и практических целях в рамках образовательных проектов. На основании результатов проведенных исследований были подготовлены работы, в которых отражается разрабатываемая творческим коллективом гранта концепция изучения взаимодействия между учителями, учениками и родителями в образовательной среде с использованием социально-психологического и организационно-культурного подходов, а также представлен анализ первых эмпирических результатов. На основе полученных результатов были подготовлены материалы для участия в тематических конференциях. Так же, за данный отчетный период был проведен теоретический обзор научных исследований педагогических конфликтов и конфликтного общения в школьной среде. Среди основных направлений исследований выделяются: поиск причин конфликтов и их классификация, изучение конфликтов и других сложностей в общении между учащимися в школе и роли учителя в их разрешении, исследования особенностей взаимодействия, стилей конфликтного поведения, психологических аспектов разрешения конфликтов, анализ предупреждение и преодоление конфликтов, разработка практических моделей разрешения конфликтов, анализ ситуаций взаимодействия в педагогической среде. Зарубежные исследования сосредоточены так же на проблемах предубеждения и несправедливого распределения власти и изучении стратегий разрешения конфликтов. Несмотря на постоянные реформы в российском образовании, можно выделить ряд тенденций, на которые обращают внимание отечественные и зарубежные авторы при анализе более широкого контекста генезиса школьных конфликтов: высокая директивность школьной системы, маленькая степень свободы учеников, роль учителя как носителя власти, его позиция «над ситуацией» обучения, активная роль учителя как источника знаний и опыта, пассивная роль ученика как реципиента знаний, унифицированность школьной программы, отсутствие выбора индивидуальной траектории обучения, ее оторванность от практики, недостаток финансирования, слом и трансформация советской классической системы образования. Данные тезисы в той или иной степени справедливы для общеобразовательных государственных школ, на базе которых мы планируем проводить исследование. Нами были проанализированы основные конфликтогенные факторы педагогической среды, которые будут учтены при проведении эмпирического исследования и анализе результатов. Взаимодействие в диаде «педагог-ученик» проходит в заданных образовательной системой условиях, характеризуется высоким уровнем психологического напряжения для обеих сторон, различием в статусе, выполняемых функциях, возрасте и социальном опыте. Конфликты могут быть спровоцированными любой из сторон, а также внешними факторами, т.к. большое влияние оказывает социальный контекст (изменения в образовательной системе, в способах контроля успеваемости и пр.), личностные особенности участников (агрессия, враждебность), профессиональные деформации (директивность, стереотипность мышления), и тот факт, что образовательный процесс является частью общего процесса социализации личности учащихся, что накладывает дополнительные условия на осуществление учителями своей профессиональной деятельности. В конце 2019 года была начата подготовка второго этапа, который предполагает реализацию ряда эмпирических исследований, сочетающих различные методы сбора информации для выявления особенностей взаимодействия и конфликтов основных участников образовательной среды, а также основных характеристик организационной культуры современных российских школ. В ходе подготовки второго этапа осуществляется дальнейшая разработка и уточнение концептуальной схемы, поиск и разработка инструментария, уточнение основных параметров выборки для проведения эмпирических исследований в интересующих нас группах респондентов. Например, осуществляется уточнение основных понятий, с помощью которых обозначаются трудности в общении, возникающие между участниками образовательного процесса. В частности были выделены ключевые различия таких понятий, как «конфликт» и «насилие». Так, в основе конфликта, в отличие от насилия, всегда лежит конкретное противоречие, длительность существования конфликта обусловлена существованием этого противоречия, конфликт может выполнять позитивные функции, каждая из сторон конфликта имеет возможность влиять на происходящее и несет ответственность за исход. В будущем исследовании планируется проанализировать житейское понимание конфликта участниками образовательного процесса, которое лежит в основе категоризации ими ситуаций взаимодействия, как конфликтных. Мы предполагаем, что в нем понимание конфликта будет ближе к деструктивному конфликту и насилию, чем в научной литературе. Так же мы планируем выделить отличия в категоризации ситуаций как конфликтных у учителей и учеников. В ходе подготовки второго этапа был проведен анализ методов, традиционно используемых при изучении педагогических конфликтов, была обоснована целесообразность применения количественной и качественной методологии при проведении будущего исследования в московских школах. Используя стандартизированные опросники, мы не можем с точностью сказать, о какой именно ситуации думает респондент, когда отвечает на вопросы. Для нас же особый интерес представляет субъективная категоризация и интерпретация ситуации взаимодействия как конфликтной и позиционирование себя в ней, а так же ее последствия и эффекты. Наши предыдущие исследования восприятия конфликтов в образовательной среде вуза, выполненные с опорой на качественную и количественную методологию, показывали расхождение между научным и житейским пониманием конфликта как у студентов, так и у преподавателей. В исследовании на базе школ мы планируем использовать тот же алгоритм сочетания качественных и количественных методов исследования и при изучении конфликтов. Интервью и фокус-группы можно применять для анализа житейского понимания конфликта в школьной образовательной среде и для выделения кейсов. Потом при помощи количественных методов выяснить, какие ситуации воспринимаются, как наиболее конфликтные, и чем они отличаются. А уже потом – проводить количественное исследование на большой выборке, позволяющее установить, как именно респонденты ведут себя в зависимости от субъективных отличий ситуации. Таким образом, в будущем году планируется провести исследование восприятия конфликтов и категоризации ситуаций как конфликтных у учителей и учеников в московских школах с использованием качественных и количественных методов, таких, как полуструктурированное интервью, фокус-группы и анкетирование. In 2019, the first stage of the study was implemented-a theoretical analysis of the problems of interaction between teachers, students and parents in the educational environment using socio-psychological and organizational-cultural approaches. The concept of the educational environment makes it possible to implement the principle of integrity in the reality of modern education. It is the consideration of the life of the school, all its stages, various specializations, different lessons, a variety of communication processes as a whole that ultimately leads to a strategic approach to the organization of the functioning of a modern school. In addition, several empirical studies have been conducted. The purpose of one of them was to identify the nature of the relationship between the perceived organizational culture and identification with the work engagement of school organizations’ employees. The attention of researchers to the teaching staff of educational institutions is usually accompanied by implicit expectations that the results will be quite predictable and consistent with the bureaucratic manifestations inherent in public institutions. However, the processes of radical reform of the entire education system that have recently accelerated dramatically make us assume new socio-psychological phenomena and patterns that are ultimately designed to improve the quality of education at all levels. The study used the following methodological apparatus: the OCS questionnaire by S. Glaser, S. Zamanou and K. Hacker (Glaser et al., 1987), translation and adaptation of E. V. Kuzavlev (under the direction of S. A. Lipatov), questionnaire of F. Mael and B. Ashfort (translated by S. A. Lipatov), questionnaire of identification with the career and profession of R. van Dick, questionnaire "Utrecht Work Engagement Scale " (adaptation to Russian by D. A. Kutuzova (2006). An empirical study was also conducted to check the psychometric properties of the Russian version of the questionnaire "Occupational Future Time Perspective, OFTP” by H. Zacher and M. Freze (Bazarov T. Yu., Paramuzov A.V., 2019). As a result, it was shown that the relationship between the perceived characteristics of organizational culture, organizational identification and enthusiasm for the work of teachers of educational institutions is only partially confirmed, since some characteristics of organizational culture did not have a positive relationship with identification with the organization, with identification with the division, with identification with the profession. On the other hand, the relationship between perceptions of organizational culture and work engagement is fully proven, as is the relationship between work engagement and organizational identification. In this case, we are talking about a positive assessment by employees of the organizational culture of the school and its impact on the enthusiasm for work, as well as on the awareness of their belonging to the group, its effectiveness and productivity, which acts as a motivation to achieve high results. Conversely, the more engaged and enthusiastic they are, the more important the group or organization as a whole becomes to them. In addition, a study was conducted of the psychometric properties of the Russian version of the questionnaire by H. Zacher and M. Frese OFTP, the results of which showed that this questionnaire has acceptable psychometric properties comparable to the original version. The Russian version of OFTP can be recommended for use in scientific and practical purposes as part of educational projects. Based on the results of the research, works were prepared that reflect the conception of studying the interaction between teachers, students and parents in the educational environment, developed by the grant team, using socio-psychological and organizational-cultural approaches, as well as analysis of the first empirical results. Based on the results obtained, materials were prepared for participation in thematic conferences. At the end of 2019, the preparation of the second stage of the grant was started, which involves the implementation of a number of empirical studies that combine various methods of collecting information to identify the features of interaction and conflicts of the main participants of the educational environment, as well as the main characteristics of the organizational culture of modern Russian schools. During the preparation of the second stage, further development and refinement of the conceptual scheme, search and development of research methods, clarification of the main parameters of the sample for conducting empirical research in the groups of respondents we are interested in. It also clarifies the basic concepts that are used to study the difficulties in communication that arise between participants in the educational process.
2 25 декабря 2019 г.-25 декабря 2020 г. Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограничения
Результаты этапа: В 2020 году был реализован второй этап исследования - осуществлен основной сбор данных и проведена обработка первичных результатов эмпирического исследования особенностей взаимодействия учителей, родителей и учеников. Комплексный (трехсубъектный) подход к изучению данной проблемной области позволил сочетать две взаимодополняющие научные линии, что обеспечивает актуальность и научную новизну. С одной стороны, в рамках социально-психологического направления, анализировались стратегии взаимодействия основных субъектов образовательной среды: изучались их социальные установки, дискурсы в сетях, особенности подачи и восприятия межличностной обратной связи, а также основные типы возникающих конфликтов в школьной среде. С другой стороны, с точки зрения организационно-культурного направления, исследовалось восприятие культуры и климата школы участниками образовательного процесса, анализировались сформированные у них образы школы и образы дома, а также диагностировалась организационная и управленческая культура школы. Перемены в устоявшемся укладе жизни общества, произошедшие в 2020 году, коснулись различных сфер деятельности, в частности, организации образовательного процесса. Современные реалии повлекли за собой определенные изменения и тем самым поставили ряд новых задач для осуществления задуманных целей. Так, переход на дистанционную форму взаимодействия обусловил перевод запланированных исследований в онлайн режим. Первый этап заключался в подготовке и проведении двух вебинаров (отдельно для учителей и отдельно для родителей учеников школы). Был организован сбор данных в режиме онлайн опроса, а также с использованием системы голосований. Собиралась информация по ряду ключевых критериев, таких как: цели современной школы, образ хорошего учителя, влияние различных факторов на академические успехи учеников и школы в целом, специфика взаимоотношений родителей и педагогов, трудности в отношениях между учениками и их родителями и учителями, желаемое качество взаимодействия, образы школы, «среднестатистического» учителя и родителя и так далее. Кроме этого, в формате групповой дискуссии участники вырабатывали пути и ключевые принципы устранения противоречий школьного воспитания. По результатам двух вебинаров был проведен сопоставительный (содержательный и статистический) анализ мнений педагогов и родителей, позволяющий увидеть и оценить восприятие, позиции и ожидания двух взаимодействующих сторон. Вторым этапом стала подготовка и запуск первой основной части эмпирического исследования. Для его реализации на основе обширных теоретических обзоров, разработанных концептуальных схем и сформированного методического инструментария была создана онлайн-платформа, с помощью которой был собран необходимый эмпирический материал. Батарея методик включала стандартизованные и авторские опросники, позволяющие собрать как количественные, так и качественные данные по следующим направлениям: стили реагирования на изменения, отношение к школе, типы организационной культуры учебного заведения, анализ школьного климата, типы конфликтов и виды сотрудничества в образовательной среде, образы школы и дома, стратегии взаимодействия между учителями и учениками, особенности межличностной обратной связи в дистанционном и очном обучении. За текущий отчетный период был проведен ряд исследований, результаты которых нашли отражение в 7 опубликованных научных статьях, подготовленных в рамках реализации данного Проекта. В частности, был проведен обширный аналитический обзор литературы, посвященный концептуализации школы как организации, обосновывающий необходимость и перспективность исследования проблем школы в парадигме организационно-культурного подхода. Было осуществлено исследование восприятия конфликтов в диаде «учитель-ученик» в школьной образовательной среде, по результатам которого выделены субъективные критерии отнесения ситуаций взаимодействия к категории конфликтных, а также определены отличительные особенности восприятия конфликтов школьниками и преподавателями. Отдельно изучались факторы вовлеченности и трудовой мотивации современных работников: выявлены универсальные закономерности и сформулирована ее структура, включающая основные мотивы трудовой деятельности. Выдвинуто предположение, что степень удовлетворенности каждого мотива влияет на производительность труда, а понимание руководством важности поддержания мотивации работников на должном уровне отражается на эффективности работы организации. Проведено исследование, направленное на выявление особенностей предвосхищения случайных и закономерных событий в будущем при индивидуальной и групповой работе. Выявлено, что в разных типах ситуаций ключевыми становятся специфические личностные особенности участников, что должно учитываться при формировании состава проектных групп в условиях быстро меняющейся среды (что очень актуально для современной школы) для принятия наиболее эффективных решений. Также эмпирически изучалась взаимосвязь стратегий совладания у подростков, их социометрического статуса и отношения к успехам и неудачам одноклассников в школе. Описаны профили типичных представителей с разными статусами и стилями совладания и их влияние на межличностные взаимоотношения. Целью еще одного исследования был анализ особенностей образовательной среды, определяемых условиями пандемии COVID-19. Выявлено, что традиционные характеристики школьной среды дополняются новыми факторами, которые необходимо учитывать при ее анализе. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются спецификой ситуаций самоизоляции и дистанционного обучения. Помимо этого, было проведено поисковое исследование, в рамках которого изучались стили межличностного взаимодействия и коммуникативные особенности учителей и родителей. Результаты показали, что наиболее предпочитаемыми стратегиями взаимодействия являются такие, как компромисс и сотрудничество, а наименее популярна – приспособление. Был сделан вывод о том, что выбор тех или иных стратегий учителями и родителями связан с их ролевыми моделями поведения, с фактором решения вопросов, с позицией отношения родителей к школе. Дополнительной линией исследования стало изучение взаимосвязи оценки конфликтности ситуации и стратегий поведения в ней у учителей и учеников. Для сбора данных была разработана авторская опросная методика, составленная по принципу метода виньеток и представляющая два опросника с аналогичными проективными ситуациями. Выделены типовые конфликты между группами учеников и учителей, изучены различия в оценке сторонами степени конфликтности одних и тех же ситуаций, а также определены предпочитаемые участниками стратегии поведения в ситуациях с высокой и низкой субъективной конфликтностью. На основе полученных результатов были подготовлены материалы для участия в тематических конференциях. В конце 2020 года была осуществлена подготовка к реализации третьего этапа, который предполагает обобщение полученных результатов для создания модели, описывающей затруднения и ресурсы трехстороннего взаимодействия субъектов образовательной среды; а также предложение рекомендаций для повышения эффективности взаимодействия в школах.
3 25 декабря 2020 г.-25 декабря 2021 г. Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограничения
Результаты этапа: 1. Отношения и взаимодействие; представления учителей и родителей о взаимодействии друг с другом, образы друг друга. И у учителей, и у родителей выявлена ориентация на партнерские отношения, что свидетельствует о высокой согласованности представлений и об общем смысловом дискурсе в системе взаимодействия. В то же время учителя характеризуют отношения с родителями как «Подчинение требованиям родителей», а среди родителей похожий вариант ответа «Подчинение авторитету учителя» встречается намного реже. Такой образ взаимодействия может являться реальной или потенциальной областью противоречий в отношениях между учителями и родителями. 2. Отношение к основным ценностям обучения, выявление образа школы Результаты показывают высокую согласованность образов школы у родителей и учителей как «Ориентированного на цели и достижения места» и «Формализованного и структурированного места», что является важным фактором развития их конструктивного взаимодействия. Однако низкий ранг оценки школы как «Дружественного места» определяет область дальнейшей рефлексии образовательного учреждения. В оценках целей школы выявлены согласованные позиции учителей и родителей. Но родители ориентированы на школу как на институт передачи знаний, в то время как для учителей школа является местом, где раскрываются способности и где дети учатся жить и работать совместно. Возможно, эти позиции могут создавать базу для возникновения противоречивого диалога учителей и родителей. 3. Отношения учителей и родителей с учениками (детьми) Общей главной проблемой и для учителей, и для родителей в общении с детьми является безответственность. Учителя также ждут больше уважения к себе, своему труду и своей профессии от учеников. Родители хотели бы большего послушания и понимания в общении со своими детьми. Незначительный выбор позиции «Конфликты» родителями и учителями требует дальнейшего исследования, т.к. может означать как незначительное количество конфликтов и умение справляться с ними конструктивно, так и игнорирование этой реальности взаимодействия или желание «не выносить сор из избы». При рефлексии трудностей детей во взаимоотношениях со взрослыми учителями и родителями единодушно обозначены «Непонимание» и «Авторитарность», что задает области преодоления этих возможных проблем. 4. Организационная культура, организационный климат и образ учителя. Более схожие образы типа организационной культуры складываются у учителей и учеников, которые полагают, что в их учебных заведениях сформирован ее семейный тип. Такая позиция отличается от мнения родителей, у которых сложился образ преимущественно ролевой культуры школы. При этом все три группы желают, чтобы элементы «семейной» культуры проявлялись сильнее, и этот тип культуры стал основным. В целом, во всех учебных заведениях выявлено благоприятное восприятие учителями, учениками и их родителями климата своей школы. При этом наиболее позитивно сложившуюся атмосферу оценивают преподаватели, чуть менее положительные оценки климата – у родителей, еще менее (но все же не ниже средних значений) – у группы учеников. Образ учителя у родителей отличается от образа учителя у самих преподавателей, а образ родителя у учителей и у самих родителей практически совпадают. У родителей сформирован определенный образ учителя - строгий, консервативный, с предписанными ролью стратегиями взаимодействия. Сами учителя видят себя не только преподавателями, но и людьми. Необходима коррекция и согласование образов и выстраивание взаимодействия между взрослыми субъектами образовательного процесса на новой основе. 5. Образовательная среда. Выявлено, что ситуация, определяемая пандемией COVID-19, значительно изменяет понятие «образовательная среда». Традиционные характеристики школьной образовательной среды дополняются факторами, являющимися следствием процесса «расширения» и «смещения» образовательной среды за счет перехода, с одной стороны, из школьной в условия домашней среды; с другой - из off- в on-line-формат взаимодействия. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются ситуацией самоизоляции, характеризующейся дистанционным обучением, пребыванием в домашней среде, обеднением непосредственного общения, интенсификацией общения в сети, вынужденным взаимодействием с близким окружением, необходимостью координации взаимодействия учителей и родителей, значимостью интернет-коммуникации, динамическими процессами в семье как в малой группе. 6. Конфликтное взаимодействие. Результаты исследования показывают, что в настоящее время публичность конфликта между учителем и учеником, включение в него третьих участников повышает уровень эмоционального дискомфорта, воспринимается как признак усиления конфликта и нарастания напряженности. Поэтому участники нашего исследования, особенно ученики, редко обращаются за помощью в разрешении конфликта, вероятно, потому, что не видят, кто мог бы эффективно выступить такой третьей стороной и снизить напряжение ситуации. Учителя (по результатам анализа их высказываний на вебинарах) делают это чаще и очень ценят городские психологические центры, где можно получить поддержку и разобраться в причине конфликта. 7. Обратная связь в условиях очного и дистанционного обучения. Было установлено, что, несмотря на преимущественно негативное восприятие учителями и родителями дистанционного обучения и амбивалентное восприятие дистанционного обучения учениками, всем трем группам респондентов удается сохранять свою субъектность во взаимодействии. В то же время изменение каналов общения и особое пространство совместной деятельности на интернет-платформах делают ситуации подачи и принятия респондентами межличностной обратной связи относительно процесса и результатов обучения школьников достаточно специфическими.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Статья OrgPsy_2019_13Bazarov-Paramuzov57-80.pdf 537,4 КБ 26 апреля 2019 [tbazarov]
2. Solovyova_O.V._Kursk_2021.pdf Solovyova_O.V._Kursk_2021.pdf 312,1 КБ 20 декабря 2021 [SolovyovaOV]