![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Основные цели работы по гранту (подготовка команды школьников к участию во Всероссийской олимпиаде по китайскому языку) заключались в следующем: дать дополнительные ориентиры, объем информации и знаний в соответствующих областях, а также показать школьникам возможные критерии оценки для более эффективного и успешного участия во Всероссийской олимпиаде. У ребят после прохождения запланированных мероприятий в ИСАА и на ФГП значительно повысилась мотивация и заинтересованность в продолжении освоения восточного языка, в том числе и в стенах МГУ. Помимо учащихся активность и заинтересованность проявили их родители, что в целом подтверждает устойчивый интерес к Китаю и китайской цивилизации уже с уровня средней школы. Данное явление, вне всяких сомнений, в целом формирует базу и создает предпосылки для развития добрососедских российско-китайских отношений, а в частности закладывает надежный фундамент для целенаправленных позитивных межличностных контактов граждан России и Китая. Мероприятия с талантливыми школьниками, изучающими китайский язык, проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганды научных знаний, поэтому при составлении олимпиадных заданий для всех уровней необходимо сочетать задания на проверку не только языковых знаний и навыков, но и с заданиями лингво-страноведческого характера, в которых участники могут продемонстрировать языковую интуицию, степень знакомства с китайской культурой, обычаями, традициями и современными реалиями. Доля заданий данной категории в общем объеме материала олимпиады должна повышаться в зависимости от возрастного уровня участников. Необходимо учитывать важность школьного этапа олимпиады не только для популяризации китайского языка как школьного предмета, но и для методического обмена по линии ВУЗ – школа, особенно в связи с введением ЕГЭ по китайскому языку. Такого рода общение представляется крайне важным в связи со значительным расхождением содержания программ преподавания китайского языка в учреждениях основного общего и среднего общего образования. Изучение китайского языка неразрывно связано с лингво-страноведческими знаниями по Китаю. Учебные программы средней школы предполагают лишь начальные эпизодические знания в области истории, культуры и традиции изучаемой страны. Прохождение мастер-классов и лекций в стенах ВУЗа, а затем последующее участие в олимпиаде послужит хорошим стимулом для получения дополнительных знаний и представлений о Китае. В подготовке к данному аспекту ВУЗ может оказать только значительную и неоценимую помощь школьникам. В будущем мы готовы продолжать чтение курсов и тематических лекций силами наших преподавателей, также может быть предложен список литературы на русском языке и некоторой двуязычной популярной литературы, изданной в Китае. Таким образом школьники смогут расширить свой кругозор и получить мотивацию и стимул для более углублённого изучения китайского языка. А консультации для преподавателей китайского языка, работающих со сборной школьников г.Москвы, поможет не только выработать единые методические рекомендации в тесной консультации с ведущими авторами вузовских учебников китайского языка, но и рассмотреть возможности программы для продолжающего обучения в рамках преемственности программы школа-ВУЗ. Это представляется неоценимым опытом взаимодействия в условиях отсутствия единообразия (между собой) школьных программ, а также в условиях отсутствие смычки с программами высшей школы. Выполненные в рамках гранта рецензии на пособия, используемые преподавателями китайского языка, работающими со сборной школьников города Москвы, позволит усовершенствовать данные пособия с целью повышения эффективности подготовки ребят ко Всероссийской олимпиаде по китайскому зыку.
The main objectives of the grant (preparing a team of schoolchildren to participate in the All-Russian Olympiad in Chinese) were as follows: to provide additional guidelines, information and knowledge in relevant areas, and also to show schoolchildren possible assessment criteria for more effective and successful participation in the All-Russian Olympiad . After the passage of the planned activities in the ISAA and at the FGP, the guys have significantly increased their motivation and interest in continuing to master the oriental language, including within the walls of Moscow State University. In addition to students, their parents showed activity and interest, which generally confirms a sustained interest in China and Chinese civilization already from the secondary school level. This phenomenon, without a doubt, in general, forms the basis and creates the prerequisites for the development of good-neighborly Russian-Chinese relations, and in particular, lays a solid foundation for targeted positive interpersonal contacts of citizens of Russia and China. Events with talented students studying Chinese are conducted in order to identify and develop students' creative abilities and interest in research activities, promote scientific knowledge, therefore, when compiling Olympiad tasks for all levels, it is necessary to combine tasks for testing not only language knowledge and skills but also with tasks of a linguistic-cultural nature, in which participants can demonstrate linguistic intuition, degree of familiarity with Chinese culture, customs, traditions yami and modern realities. The share of tasks in this category in the total volume of the Olympiad material should increase depending on the age level of the participants. It is necessary to take into account the importance of the school stage of the Olympiad not only for popularizing Chinese as a school subject, but also for the methodical exchange through the university — the school, especially in connection with the introduction of the Unified State Exam in Chinese. This kind of communication is extremely important due to the significant discrepancies in the content of the Chinese language teaching programs in the institutions of basic and secondary general education. Learning Chinese is inextricably linked with linguistic and cultural knowledge of China. The secondary school curriculum assumes only elementary episodic knowledge in the field of history, culture and traditions of the studied country. Passage of master classes and lectures at the university, and then subsequent participation in the Olympiad will serve as a good incentive for obtaining additional knowledge and ideas about China. In preparing for this aspect, a university can only provide significant and invaluable assistance to schoolchildren. In the future, we are ready to continue reading courses and thematic lectures by our teachers, a list of references in Russian and some bilingual popular literature published in China can also be offered. In this way, schoolchildren will be able to expand their horizons and gain motivation and incentive for more in-depth study of the Chinese language. Consultations for Chinese teachers working with the Moscow school students team will help not only to develop uniform guidelines in close consultation with leading authors of Chinese high school textbooks, but also to consider the possibilities of the program for continuing education as part of the school-university program continuity program. This is an invaluable experience of interaction in the absence of uniformity (among themselves) of school curricula, as well as in the absence of cohesion with higher education programs. Grant reviews on manuals used by Chinese teachers working with the Moscow team of schoolchildren will improve these manuals in order to improve the effectiveness of preparing children for the All-Russian Olympiad in Chinese language. Отправить отзыв История Сохранено Сообщества
Ожидаемые результаты: на программу курса набираются лучшие школьники (20-50 чел.), изучающих китайский язык в школе на основании текущей успеваемости и интереса к языку и изучаемой стране. Учитывается их результаты на текущих экзаменах и участие в языковых олимпиадах, а также прочие достижения в китайском языке. На семинарские занятия отбираются лучшие 20 школьников, показавшие отличные баллы по китайскому языку. Команда из этих ребят будет целенаправленно готовиться к Всероссийской олимпиаде по китайскому языку. Рецензии, выполненные профессорско-преподавательским составом (на УМК "Время учить китайский" и Учебное пособие "ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ГОТОВИМСЯ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ЭТАПУ" помогут авторским коллективам улучшить свои наработки и исправить ошибки и опечатки, таким образом более качественно подготовить школьников ко Всероссийской Олимпиаде по китайскому языку. Выработаны рекомендации по проведению олимпиады по китайскому языку для учащихся средних общеобразовательных школ в Российской Федерации, которые позволят повысить эффективность и мотивацию проведения различных школьных конкурсов по китайскому языку. Школьники, прошедшие Летнюю школу и семинары и мастер классы в рамках гранта смогут показать более высокие результаты при сдаче ЕГЭ и различного рода олимпиад и конкурсов китайского языка. По результатам всех проведенных мероприятий совместная площадка Института стран Азии и Африки и Факультета глобальных процессов МГУ заявила о себе как о некоем координационном центре, обладающим всеми необходимыми компетенциями для обеспечения взаимодействия между учреждениями среднего образования, а также как о структуре, способной обеспечить методологическое сопровождение в вопросах преподавания китайского языка и культуры, в том числе и на уровне школьного образования.
Посредством опроса удалось выявить наиболее способных и интересующихся китайским языком и культурой школьников, лучшие из которых были отобраны для занятий по китайскому языку в ЦПМ. Эти школьники посещали мастер-классы, семинары и Летнюю школу (в Институте стран Азии и Африки и на факультете Глобальных процессов). В процессе занятий с преподавателями кафедры китайской филологии и китайского языка ФГП (были привлечены и носители языка) выявлены характерные ошибки, допущенные школьниками в ответах на задания Олимпиады. На основании их ответов в том числе была проведена работа над ошибками и прочитан курс лекций, состоящий из 14-ти занятий, углубляющий навыки и компетенции школьников, необходимые для успешного прохождения Всероссийской Олимпиады по китайскому языку. Был проведен цикл консультаций для преподавателей китайского языка, работающих со сборной школьников города Москвы, в ходе которых удалось осветить следующие интересующие преподавателей темы: национально-культурный аспект преподавания китайского языка делового общения, внедрение элементов делового общения в ток-шоу Олимпиады, редупликация прилагательных в современном китайском языке, разработка и внедрение заданий на редупликацию во Всероссийскую олимпиаду, использование «Пособия по переводу на закрепление и повторение грамматики к «Практическому курсу китайского языка» под редакцией А.Ф. Кондрашевского»» при подготовке одаренных школьников к интеллектуальным соревнованиям в области китайского языка, методика обучения лингвострановедению Китая, написание олимпиадного эссе: методика подготовки на разных этапах конкурса, межкультурный подход как основа лингвострановедческой викторины и устной части Олимпиады: диалог культур России и Китая в проекции олимпиадных заданий, характеристика нововведенных заданий Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку и методика подготовки к ним, смысловое чтение как ключ к успеху выполнения заданий раздела «Чтение».
В ходе работы по гранту была разработана Учебная программа Летней школы(документ Word), программа лекций и семинаров для школьников (документ Word), перечень консультаций по запрашиваемым темам для преподавателей китайского языка, работающих со сборной школьников г.Москвы(документ Word). Были написаны 2 рецензии на пособия, используемые преподавателями китайского языка, работающими со сборной школьников г.Москвы в Центре педагогического мастерства. Опыт работы со школьниками был описан в ряде статей (документ Word) и выступлений и апробирован на международных конференциях, таких как: Сергеева А.А. - Международный Форум Нового Шелкового пути (Алматы-2017) "Сотрудничество и инновации в области образования стран "Одного пояса-одного пути. Название доклада: " Проблемы и перспективы проведения олимпиад по китайскому языку для школьников (на примере ИСАА МГУ и ЦПМ г.Москвы.(дата проведения:28-30 июня 2017),. Региональная Конференция (Семинар (workshop): Открытый диалог: круглый стол для преподавателей и учителей китайского языка. Название доклада: Преподавание китайского языка в ИСАА МГУ. Проведения лекций и мастер-классов для школьников в рамках подготовки команд к участию интеллектуальных соревнованиях (дата проведения: 11 октября 2018)(устный доклад). Алешковский И.А.: Ломоносовские Чтения, Секция Международной конкуренции университетов. Центр стратегии развития образования.(дата проведения 16-24 апреля 2018) . Название доклада: Олимпиады и другие интеллектуальные соревнования как инструмент выявления талантливой молодежи в Российской Федерации (устный доклад).По результатам работу по гранту преподавателями Кругловым В. В. и Сергеевой А. А.было издано Учебное пособие (на китайском языке) "Китай: история и современность. Учебное пособие по лингвострановедению.Часть 1-2. — Москва: Москва, 2020. — 172 с.,160 с. Учебное пособие Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку. Готовимся к лингвострановедению предназначено для обучающихся старших классов профильной школы, где китайский изучается как первый или второй иностранный язык. Также пособие может использоваться в языковых и неязыковых вузах на 2-3 курсах бакалавриата в рамках дисциплины (или аспекта) Лингвострановедение Китая. Учебный материал, представленный в пособии, соответствует 5 уровню владения китайским языком. Обучающийся, который овладел 5-м уровнем компетенций: понимает языковой материал на различные темы; владеет навыком порождения нескольких последовательно связанных высказываний, умением написать достаточно законченный текст, умением осуществлять довольно беглую вербальную коммуникацию; имеет явно выраженный интерес к изучению китайского языка и уверенность в овладении им; достаточно полно владеет учебными, коммуникативными, ресурсными и межпредметными стратегиями; довольно глубоко знает культуру Китая; обладает межкультурной компетенцией и международным кругозором [Гурулева: 2018, с. 57] В структуре учебного пособия 50 однотипных блоков, каждый из которых включает три уровня сложности лингвострановедческих заданий: части A, B, C. В каждом блоке в части А представлены 10 тестовых вопросов на знание географических, исторических и культурных реалий Китая. Формат заданий соответствует лингвострановедческим вопросам Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку (далее - ВсОШ). Часть вопросов была взята из опубликованных вариантов прошлых лет ВсОШ с интернет-ресурса http://vos.olimpiada.ru. Причиной этому стало то, что некоторые вопросы повторяются в олимпиадах разных лет, поэтому в процессе подготовки к этому интеллектуальному соревнованию необходимо хорошо владеть лингвострановедческим материалом, владение которым уже проверялось. Условно весь тематический базис ВсОШ можно разделить на несколько блоков: Социально-политическое развитие Китая Философия и религия География История Население, этнический состав Достопримечательности Спорт Традиции, обычаи Праздники Язык и литература Ниже приводится статистика по частотности вопросов каждого условного тематического блока, вычисленная на основе анализа различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку с 2015 по 2020 годы. Как видно из диаграммы, наиболее частотными тематическими блоками являются История, География и Достопримечательности, на вопросы из этих блоков рекомендуется делать акцент при подготовки к части Лингвострановедение. Из практики подготовки вызывают наибольшее затруднение вопросы по тематике Спорт, Праздники и Язык и литература. В учебном пособии авторский коллектив намеренно включает большой процент таких заданий. В рамках обучающих мероприятий,с октября по декабрь 2021 года были проведены 15 блоков занятий по различным аспектам в рамках подготовки школьников к участию в общероссийской олимпиаде по китайскому языку, а также при подготовке к ЕГЭ по китайскому.
Центр Педагогического Мастерства (г.Москва) | Координатор |
Факультет Глобальных процессов МГУ им.М.В.Ломоносова | Соисполнитель |
другие гранты РФ, Подготовка команд школьников города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по китайскому языку |
# | Сроки | Название |
1 | 20 марта 2015 г.-15 декабря 2015 г. | Подготовка команд города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады для школьников по китайскому языку) |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 февраля 2016 г.-1 декабря 2016 г. | Подготовка команд города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады для школьников по китайскому языку) |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 февраля 2017 г.-1 декабря 2017 г. | Подготовка команд города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады для школьников по китайскому языку) |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 февраля 2018 г.-17 декабря 2018 г. | Подготовка команд города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады для школьников по китайскому языку) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Благодарность от ГАОУ ДПО "Центр педагогического мастерства" | Blagodarnost.pdf | 455,7 КБ | 11 августа 2020 |