Гидроэкологическая обстановка, экотуристический и рекреационный потенциал исторических водных путей Европейской части РоссииНИР

Соисполнители НИР

МГУ им. М.В. Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2012 г.-31 декабря 2012 г. Гидроэкологическая обстановка, экотуристический и рекреационный потенциал исторических водных путей Европейской части России
Результаты этапа: В 2012 г. опубликовано 28 статей, посвященным оценке гидроэкологической обстановки на Вышневолоцком, Северо-Двинском и Тихвинском водных путях; выявлению экотуристического и рекреационного потенциала на отдельных участках ранее изученных нами исторических водных системах (гидрологические памятники природы, историко-культурные ландшафты, экологические тропы и т.д.). В 2012 г. была изучена срединная зона ИзВГ - Днепро-Двинского междуречья, в «треугольнике городов» Смоленск - Витебск - Полоцк и вниз по Днепру от Смоленска до Могилева - ареал архаических «городищенских культур» раннего железного века, который может быть определен как зона архаического, но стабильного земледелия. Экономический потенциал аграрного хозяйства здесь был выше, а уровень потребностей, точнее, зависимость от импорта - ниже, чем в северной зоне. Племена кривичей и дреговичей, обитавшие в этой части Днепра, контролировали протяженные трассы, более значимые для их северных соседей, чем для них самих. При этом кривичи занимали наиболее важный восточноевропейский гидрографический коммуникационный узел. На Валдайской возвышенности, где сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги и много близко текущих друг от друга притоков, принадлежащих бассейнам этих рек, в древности существовало множество волоков, связывающих их друг с другом. Все вместе они образовывали разветвленную систему маршрутов, соединявших центр тогдашней Руси с путем "Из варяг в греки" и водными путями, уходившими на восток и север. Экспедицией были проведены наблюдения и собраны данные по 90 точкам маршрута. Анализ этих материалов позволяет получить практические результаты по изучению и выявлению гидролого-гидрохимического режима и пространственно-временной изменчивости качества воды рек Западная Двина и Днепр (составлены карты-схемы по 90 промерным точкам пространственно-временного распределения гидролого-гидрохимических величин – рН, минерализация, температура воды, содержание кислорода), а также выявлены ретроспективные изменения природной ситуации ИзВГ. Изучение литературных, архивных и картографических источников с применением новейших компьютерных технологий при уточнении некоторых фактов строительства водной системы дает возможность воспроизвести историческую канву событий для дальнейших историко-научных изысканий. В ходе экспедиции 2012 г. исследовалась реки Днепр, Западная Двина, Ловать и Кунья как часть исторического водного пути IX-XI веков «Из варяг в греки» - оценена экологическая ситуация на Западной Двине (участок Велиж-Витебск) и Днепре (участок Смоленск- Могилев).
2 1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г. Гидроэкологическая обстановка, экотуристический и рекреационный потенциал исторических водных путей Европейской части России
Результаты этапа: 1. Выявлены картографические и текстовые источники по изучению истории водного пути "Из варяг в греки"- более 200 источников. 2. Выявлены изменения в природной среде, связанных с созданием и функционированием изучаемой водной системы и, в особенности, с развитием на ней крупных городов: Великих Лук, Холма, Минска, Бобруйска, Гродно и др. 3. Выявлены микроклиматические изменения в районе, изменения режима водных объектов и оценены экологические последствия этих изменений. Проведены измерения параметров водной среды и атмосферы (ширина и глубина реки, температура воды, её минерализация, кислотность (рН), содержание растворенного кислорода, температура воздуха, давление, скорость ветра, облачность) более чем в 60-ти точках на реке Березина на протяжении 500 км (пройдено на водных надувных средствах) и выборочно на реках Торопа, Ловать, Неман, Свислочь, Менке, которые сведены в таблицу, дополненную ландшафтными описаниями. Показано, что вблизи больших городов с активно работающей промышленностью (особенно этот факт заметен на территории Белоруссии) наблюдается в большинстве случаев резкое ухудшение качества воды в реках. 4. Сделаны ландшафтные описания как собственно берегового обрамления рек, так и крупных исторических центров, расположенных на их берегах. В качестве примера может приведено описание Древнего городища Менск на реке Менке (д. Городище Минского района). Городище основано на правом берегу р. Менки, левого притока р. Птичи, на останце. Река Менка — небольшой ручей, окруженный ивовыми кустами и отдельными вётлами. Его берега у деревни кое-где сплошь поросли борщевиком Сосновского, который выкашивается. Луг используется в качестве пастбища для крупного рогатого скота. Выражена пойма и уступ первой террасы реки у основания останца, на котором находится древнее городище Менск. Высота склонов холма, на котором стоит древнее городище, достигает 10 м. В плане поселение имеет неправильную округлую форму с неким выступом в северо-западном направлении. Был осмотрен этот выступ, образованный валом высотой (относительно днища внутреннего понижения) 3 м и шириной около 3 м. В юго-восточной части имеется выход из обвалованной части, и здесь остатки земляных укреплений поросли клёном остролистным, осинами, ивами, ольхой. Наружная сторона склонов, обращенная к н/п Городище, — стравленный скотом луг. Внутренняя поверхность вала и днище поросли бурьяном с обилием рудеральных элементов (крапива, полынь, сныть, отдельные растения борщевика Сосновского, хатьма тюрингенская). В луговом разнотравье присутствует цикорий, тысячелистник, герань луговая, коровяк, подмаренник, вероника длиннолистная и др. Днище имеет уклон к юго-востоку, и именно в этом направлении уходит русло временного водотока. По всей видимости, в древности здесь располагался скотный двор или какие-то еще хозяйственные постройки, а в месте выхода были дополнительные ворота. Основная часть городища поросла лесом. Сквозь него в направлении север-юг проходит проселочная дорога. У северного входа в городище, очевидно, тоже находились ворота. На левом берегу р. Менки находится д. Городище, занимающая второй-третий уступ коренного берега, почти равный по высоте останцу. На берегу реки к востоку от автомобильной дороги и моста через речку обнаружен раскоп. В разрезе среди суглинистых и супесчаных отложений заметен черный культурный слой и обилие черепков глиняной посуды. Вероятно, с разрастанием городища часть поселения перешла на противоположный берег реки, но это случилось значительно позже, чем возникло городище Менск. Возможно, что здесь существовали какие-то производственные постройки. Река Менка в этом месте окружена ивовыми кустами и вётлами, а также скошенными зарослями борщевика Сосновского, подступающими прямо к руслу. Рядом находятся огороды и выгон жителей деревни. 5. Составлены сопряженные таблицы - Гидролого-гидрохимические и ландшафтные характеристики Срединной зоны Днепро-Двинского междуречья водного пути "Из варяг в греки" (участок Минск- Речицы) за период проведения экспедиции - 30.07. - 07.08.2013 г. 6. Произведена оценка современного состояния многих водных объектов, даны рекомендации по возможности их рекреационного использования. Наиболее представительным из исследованных гидротехнических объектов является Августовский канал (протяженностью 101 км соединяет Вислу и Неман, насчитывает 18 шлюзов, из которых три на протяжении 22 км расположены в Белоруссии, а остальная часть в Польше). Достаточно небольшой реконструкции шлюзованной белорусской части с тем, чтобы канал стал единым водным пространством для любителей водных видов спорта и туристических походов вдоль водных артерий. Представляет интерес создание международного туристско-экскурсионного маршрута по историческому водному торговому пути "из варяг в греки", проходившему в средневековье по Днепру и Березине. Из перспективных мест для туризма на территории Светлогорского района предлагается создать туристический кластер «Березина» вдоль реки Березины от г. Светлогорска до впадения реки в реку Днепр. 7. Созданы карты-схемы пространственного изменения гидролого-гидрохимических величин изученных в 2013 г. участков водной системы "Из варяг в греки" и экотуристический план-проспект на район маршрута экспедиции. 8. Опубликовано 20 научных статей и коллективная монография: Широкова В.А., Снытко В.А., Низовцев В.А., Фролова Н.Л., Дмитрук Н.Г., Чеснов В.М., Озерова Н.А., Широков Р.С. Тихвинская водная система: ретроспектива и современность. Гидролого-экологическая обстановка и ландшафтные изменения в районе водного пути. М.: ООО «Акколитъ», 2013. 376 с., подготовленная по результатам исследований предыдущих лет.
3 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Гидроэкологическая обстановка, экотуристический и рекреационный потенциал исторических водных путей Европейской части России
Результаты этапа: Проводившееся работы были направлены на изучение объектов культуры и гидротехники, создание которых было обусловлено эксплуатацией естественных и искусственных водных путей и сооружений. В центре внимания исследования находится аналитическое рассмотрение повлиявших на выбор и развитие соответствующего водного пути совокупности политических, социокультурных и экономических факторов, что позволяет однозначно детерминировать изучаемые памятники как элементы единого историко-природного комплекса. Решение поставленной задачи включает в себя не только подготовку регистрационных и идентификационных описаний, но и уточнение географических координат памятников (ретроспективный анализ старых и современных карт и космических снимков) и изучение антропогенной трансформации и эволюции ландшафтов, а также изменения экологической обстановки в зоне расположения рассматриваемых объектов. Сегодня значение водных путей не столь велико как еще столетие назад. Более того, практически повсеместно на севере России наблюдается отток населения из сельской местности. В результате нарушается эколого-антропогенный баланс, выработанный на протяжении веков. Можно наблюдать изменения ландшафтов, сопровождающиеся утратой материальных свидетельств процветания водных артерий. Сохранившиеся памятники культуры и гидротехники нуждаются в немедленном обследовании и описании для их возможного сохранения или реставрации. Во многих случаях памятники могут выступать в роли образующего начала при возрождении промышленного и туристического потенциала соответствующего региона. В ходе всестороннего исследования памятников культуры и гидротехники старинных водных путей, ставшего оригинальной разработкой российских ученых, впервые было проведено комплексное описание памятников культуры, природы и гидротехники, расположенных в районах старинных водных путей. Наряду с выявлением архивных и литературных источников, связанных с проектированием и постройкой изучаемых объектов, рассмотрена эволюция их роли в изменении геоэкологической обстановки в регионе, уточнены местоположения памятников, осуществлена их привязка к современным и старинным картам. По существу, было положено начало для создания единой геоинформационной базы, включающей в себя паспортизированные гидротехнические объекты и сооружения, интересные природные образования и комплекс гидрохимических характеристик собственно водных путей. Общей доминантой, объединяющей эти элементы в систему, становится уже не только сам водный путь, а культурно-исторический ландшафтный комплекс, учитывающий все аспекты человеческой деятельности и природные формации. Создание геоинформационной системы (базы) однозначно подразумевает и чисто техническую часть. Связующим звеном методологического и технического наполнения базы служат картографические материалы. Но и они, в свою очередь, несут определенную историческую нагрузку. Фиксация современного состояния водных путей России и обрамляющих их культурно-исторических ландшафтов с помощью космоснимков, топографических карт и фото- и видеосъемки местности дополняются и анализируются совместно со старинными картами. Блок гидротехнических и исторических памятников, включенных в единое ландшафтное описание, позволяет полнее и глубже оценить антропогенную трансформацию и эволюцию ландшафтов. Составлена общая источниковая база водных путей, выявлены картографические и текстовые материалы, связанные с их эксплуатацией, постройкой и проектированием памятников культуры и гидротехники по Мариинской, Северо-Двинской, Вышневолоцкой и Тихвинской водным системам, Ладожскому и Онежскому каналам, водному пути «Из варяг в греки». В ходе исследования использовался историко-научный подход наряду с элементами и принципами системного анализа. Однако, рассмотрение памятников культуры и гидротехники как элемента комплексной природно-антропогенной системы вызвало необходимость некоторой переориентации традиционных подходов. Вследствие этого предметной и методологической канвой стало многоаспектное рассмотрение истории водного пути, как объединяющего начала для развития целого региона. Традиционный историко-научный анализ при описании памятника культуры и гидротехники был дополнен историко-географическим, ландшафтным и эколого-гидрологическим подходами. Проведенные исследования имеют определенную научную ценность и в методологическом плане как основа для формирования нового историко-научного направления. Не менее важны и прикладные аспекты. Данные создаваемой геоинформационной системы могут быть использованы для рациональной организации территории, оценки ее туристическо-рекреационного потенциала. Оригинальность и новизна выполненных исследований заключается в проведении изучения трансформации природных ландшафтов, сопряженных с водными транспортными путями, на историческом временном промежутке. Помимо комплексного анализа территории были оценены масштабы освоения, многолетнего использования и трансформации гидрологической сети. Были проведены измерения параметров, характеризующих изменение гидрологического режима и химического состава вод в связи с возведением искусственных сооружений, проведено локальное картографирование современной водной системы (создана векторная (цифровая) карта на исследуемый район методом визуального дешифрирования с ретроспективным анализом старых и современных карт и космоснимков), уточнены географические координаты водных объектов и памятников гидротехники, созданы регистрационные карты последних, разработаны перспективные маршруты для экотуризма. Проведённые исследования имеют научную ценность как методологическая основа формирования нового историко-научного направления. Следует отметить, что за рубежом схожие комплексные Историко-научные и эколого-гидрологические исследования водных путей не проводятся (это является оригинальной разработкой российских ученых).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".