Понимание синтаксических конструкций у младших школьников с разными вариантами развития высших психических функцийНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 апреля 2016 г.-15 декабря 2016 г. Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у первоклассников
Результаты этапа: В 2016 году было начато исследование понимания синтаксических конструкций у младших школьников. С этой целью была доработана и использовалась компьютеризированная методика, направленная на оценку понимания детьми логико-грамматических конструкций (ЛГК). Эта методика включает в себя различные типы конструкций, которые задействуют различные компоненты ВПФ, активно развивающиеся именно в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Предшествующие исследования и анализ литературы показал, что понимание ЛГК предполагает участие разных речевых операций и взаимодействие различных мозговых структур. Как и в любом произвольном действии, в нем участвуют функции программирования и контроля и функции поддержания оптимального тонуса и бодрствования. Оно требует участия лексико-семантических операций, а в случае обратимых конструкций еще и участия операций грамматического анализа понимаемого предложения. Грамматический анализ ещё более осложняется при наличии в конструкции обратного порядка слов и пассивного залога. Большая сложность пассивного залога для детей и больных с афазией показана на материале английского и многих других языков (Slobin, 1970, 1982; Hakuta, 1982; Pleh, 1981), влияние и залога и порядка слов – на русском (Ахутина, 1978, 1989, Статников, 2015). В нашем исследовании мы используем различные виды ЛГК – необратимые и обратимые, с пассивным и активным залогом, с прямым и обратным порядком слов – для исследования развития понимания синтаксических структур нормально развивающимися детьми. В отчетном периоде было проведено эмпирическое исследование понимания ЛГК учащимися первого класса младшей школы. В нем приняло участие 36 детей (14 мальчиков, 22 девочки, средний возраст 7.3±0.5 лет). Все испытуемые выполняли оригинальную компьютерную версию «Методики оценки способности понимать логико-грамматические конструкции», разработанную участниками проекта, позволяющую точно регистрировать правильность и скорость понимания ЛГК различного типа. Также со всем детьми было проведено нейропсихологическое обследование, адаптированное для детей 5—9 лет. Была создана система первичной обработки данных, полученных с помощью компьютерной методики. Она позволяет рассчитывать правильность и время, затрачиваемое на понимание ЛГК разных типов: обратимых и необратимых, конструкций с действительным/страдательным залогом, предложных и инструментальных конструкции. Также отдельно анализируются обратимые конструкции четырех типов: актив с прямым порядком слов (АП), актив с обратным порядком слов (АО), пассив с прямым порядком слов (ПП) и пассив с обратным порядком слов (ПО). Дальнейший анализ полученных результатов был направлен на выявление различных стратегий понимания ЛГК у детей 7 лет и связи этих стратегий с состоянием различных ВПФ, в частности, правополушарных и левополушарных функций. Для этой цели выборка была поделена на три части на основании различия в понимании прямых и обратных пассивных конструкций. В первую вошли испытуемые, ориентирующиеся в первую очередь на порядок слов, они делали меньше ошибок в понимании ПО по сравнению с ПП (17 человек, далее Группа 1). Во вторую вошли те, которые учитывали не только порядок слов, но и грамматические признаки, они делали меньше ошибок при понимании ПП по сравнению с ПО (13 человек, Группа 2). В третью группу вошли дети со стопроцентным пониманием этих типов конструкций (3 человека, Группа 3). Сопоставительный анализ состояния различных компонентов ВПФ в этих группах показал, что они различаются, причем худшие результаты обнаружены в первой группе. Значимые различия между группами получены по суммарному показателю состояния ВПФ и показателю левополушарных функций, а также субзначимые – по показателю переработки зрительно-пространственной информации. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, понимание ЛГК зависит от состояния ВПФ. Во-вторых, они позволяют предположить, что использование стратегии с опорой на признаки поверхностной синтаксической структуры предполагает достаточно хорошее состояние функций левого полушария. Также был проведен дополнительный корреляционный анализ продуктивности понимания ЛГК и состояния различных компонентов ВПФ в трех выделенных группах. Он показал, что у детей первой группы обнаруживается большое число корреляционных связей между пониманием обратимых предложений и нейропсихологическими индексами (в наибольшей степени – с показателями правополушарных функций, переработки зрительно-пространственной и слуховой информации). Это контрастирует с корреляциями во второй группе, где корреляций намного меньше (одна значимая и одна субзначимая корреляции получены между пониманием ЛГК и показателем левополушарных функций). В целом, данные позволяют прийти к заключению, что стратегия понимания ЛГК с выявлением семантических ролей по правилу «первое имя – агент» опирается на двустороннее участие полушарий с ведущей ролью правого полушария. Также можно делать вывод о том, что использование стратегии с опорой на признаки поверхностной синтаксической структуры предполагает активное участие левого полушария и, в частности, функций переработки зрительно-пространственной информации. Также в 2016 году начата работа по сбору и обработки данных о понимании синтаксических структур у учащихся второго класса. В настоящее время обследовано 65 второклассников, начата обработка данных. Предварительный анализ показывает, что при выделении аналогичных групп второклассников паттерн взаимосвязей между пониманием ЛГК и состоянием ВПФ схож с полученным на выборке первоклассников. В дальнейшем планируется увеличение выборки с целью получения более надежных и репрезентативных результатов.
2 15 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у второклассников
Результаты этапа:
3 1 февраля 2018 г.-25 декабря 2018 г. Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у учащихся 1-3 классов
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".