Модели медиаиндустрии в различных общественных и политических системахНИР

Models of Media Industries in Different Social-Cultural and Political Systems

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Экономические модели медиаиндустрии в различных общественных и политических системах
Результаты этапа: Исследование прояснило многие организационно-экономические особенности сегмента информационных и информационно-разговорных радиостанций России, который в целом сформировался к концу 2000-х гг. Несмотря на несовпадения наименований электронных СМИ и их учредителей, удалось точно установить актуальный состав ключевых участников рынка, их юридическую принадлежность к медиахолдингам и относительно невысокий уровень концентрации собственности. При этом оценка финансового положения информационных и информационно-разговорных радиостанций, к сожалению, в большинстве случаев остается невозможной, что обусловлено общей спецификой экономического развития современных российских медиа. Тем не менее, полученные данные вполне могут быть использованы в качестве основы при изучении организационно-экономических особенностей этого сегмента радиорынка на уровне регионов страны, а также учитываться как важные факторы в рамках исследования деятельности российских радиожурналистов. Речь идет и о влиянии интересов конкретных собственников на информационную политику станций, и о финансовых возможностях вещателей как работодателей. Ослабление модели североевропейской медиасистемы, предложенной Д. Халлином и П. Манчини в начале XXI в., в процессе развития конвергенции, коммерциализации и глобализации рынка СМИ предсказывали и сами авторы. Проанализировав современные интерпретации североевропейской, или демократической корпоратистской медийной системы, можно сделать вывод, что конвергенция стала не угрозой для трансформации и уничтожения североевропейской модели медиа, а скорее вызовом для средств массовой информации стран Северной Европы, с которым они успешно справляются, находя оптимальный баланс между старыми и новыми тенденциями. В определенной степени государство сохраняет свое участие в развитии и поддержке СМИ, обеспечивает доступ граждан к современным технологиям. Объективность и высокий профессионализм журналистов остаются отличительными чертами медиа североевропейских стран. Таким образом, североевропейская, или демократическая корпоратистская, модель СМИ, выделенная в начале XXI в., по-прежнему жизнеспособна и помогает определить вектор развития медиа стран Северной Европы в мировом пространстве, выявляя не только проблемы, но и такие базовые ценности медиа, как объективность, независимость, достоверность. Результаты, полученные в ходе исследования практики медиакоммуникаций в социальных сетях десяти вузов-лидеров российского высшего образования, демонстрируют преобладание качественных параметров над количественными в оценке эффективности медиакоммуникаций вузов в социальных сетях, а также выделяют наиболее популярные социальные сети и характеристики эффективности работы в них. Исследование показало, что не всегда высокий уровень охвата аудитории, выраженный в количестве подписчиков, а также увеличение количества публикаций в день, достигающее порой десяти постов, коррелирует с уровнем вовлеченности аудитории. Именно этот показатель представляется сегодня наиболее значимым в работе вузов в социальных сетях. Несмотря на большое число сдерживающих факторов, успешная практика функционирования краудфандинга в России все же имеется. Рынок медленно продолжает свое развитие, о чем говорит появление новых платформ и стратегий. Возрастающий интерес к сегменту со стороны крупных корпораций и государства также оказывает положительную дина-мику роста. Подобное внимание говорит о том, что краудфандинг становится неотъемлемой частью российского рынка инвестиций, а в ближайшем будущем может занять прочное положение альтернативной бизнес-модели.
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 2
Результаты этапа: В рамках темы работа развивалась в трех основных направлениях. Первое из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году во Франции, Германии, Норвегии). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. Второе направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации в отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Третье направление было ориентировано на поиск возможных вариантов использования в российских исследованиях инструментов так называемой политэкономической (критической) парадигмы изучения медиа. Мы обратили внимание на то, что в постсоветский период в академическом сообществе при изучении различных феноменов, связанных с медиа, к ней практически не обращались, и предприняли попытку обрисовать её необходимость для понимания специфики воздействия российского социо-экономического контекста на отечественную медиаиндустрию.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. 3
Результаты этапа: Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Италии, Финляндии, Индии, Казахстане). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (воздействие социальных медиа на политические процессы) и технологическим (формирование новых секторов медиасистемы) последствиям развития новых медиа. Ещё одно направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации к отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Российские исследователи обратили внимание на новый критерий анализа воздействия медиагеографических факторов – состояние «ментального ландшафта».
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. 4
Результаты этапа: В 2021 г. в рамках развития темы продолжались исследования по основным сформировавшимся направлениям. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Великобритании, Австралии, Франции, Испании, странах ЕАЭС). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (воздействие социальных медиа на политические процессы, развитие традиционных идеологических концепций в прессе, воздействие медиа на евразийскую интеграцию) и технологическим (формирование новых секторов медиасистемы) последствиям развития новых медиа. Ещё одно направление связано с формированием в России новой теоретической рамки для научной работы, выстроенной вокруг адаптации к отечественному эмпирическому материалу теоретических концепций медиагеографии. Это одно из важных междисциплинарных направлений в развитии медиаисследований, предметом которого становятся специфические особенности развития и функционирования медиа с учетом характеристик места и пространства. Российские исследователи обратили внимание на новый критерий анализа воздействия медиагеографических факторов – состояние «ментального ландшафта». Особенно важным стало выделение и подробный анализ новейших сегментов системы научной коммуникации, в частности, платформ с открытым рецензированием. В работе подобных платформ задействованы различные инструменты, призванные побудить научное сообщество к участию в комментировании и рецензировании публикаций. Одно из явных преимуществ открытого рецензирования - повышение скорости публикации статей, что критически важно для некоторых научных областей.
5 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. 5
Результаты этапа: В 2022 г. в рамках развития темы продолжались исследования по основным сформировавшимся направлениям. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году в Испании, Норвегии, Польше). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось политическим (политические дискурсы в медиа Испании и Польши), индустриальным (современное состояние газетного сегмента медиасистемы Норвегии), историческим (развитие отдельных сегментов прессы в Испании и Норвегии) особенностям последствиям развития национальных медиа. Важное направление исследовательской работы связано с развитием новейших сегментов медиасистем. В рамках НИР было рассмотрено влияние стремительно развивающихся мобильных технологий на потребление видеоконтента в Интернете младшими школьниками, одним из наименее изученных сегментов аудитории медиа. Были выявлены площадки видеопотребления, активность в социальных медиа, контентные и тематические предпочтения, персоналии, а также продолжительность контакта с видеоматериалом. Особенно важным стало выделение и подробный анализ новейших сегментов системы научной коммуникации. В частности, были рассмотрены особенности адаптации к среде новых медиа российских научных журналов социально-гуманитарного профиля, было выявлено, насколько периодические издания отечественных научных институтов и университетов соответствуют новой технологической среде и современным тенденциям научной коммуникации. Помимо этого, в прошедшем году были определены предпосылки развития культуры отмены в научном сообществе, взаимосвязь явления с процессами медиатизации и распространением концепции постнормальной науки, а также перспективы дальнейшего изучения проблемы с позиции исследований медиа и коммуникации.
6 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. 6
Результаты этапа: В 2023 г. в рамках развития темы были продолжены исследования по основным направлениям, сформировавшимся ранее. Наиболее значительное из них связано с продолжением традиционного подхода к исследованию медиасистем и медиаиндустрий, при котором изучаются кейсы в разных областях развития медиа и журналистики в зарубежных странах (в прошедшем году – в Норвегии и Белоруссии). В дальнейшем они становятся основой межстранового сравнительного анализа, выявляющего специфику или закономерности развития национальных моделей в разных общественных и политических условиях. В прошедшем году особое внимание уделялось индустриальным особенностям развития национальных медиа, в том числе в фокусе внимания были радиовещательный сектор Норвегии, норвежская общественная телерадиовещательная корпорация NRK и сегмент женских журналов в Республике Беларусь. Важное направление исследовательской работы связано с развитием новейших сегментов медиасистем. В рамках НИР было рассмотрено то, как в условиях развития новых медиа российские студенты взаимодействуют с научными ресурсами, в том числе то, какое место в этом взаимодействии занимают социальные медиа и новые научные сервисы. Кроме того, в рамках исследовательской работы было уделено особое внимание подробному анализу того, как меняются нормы и практики научной коммуникации исследователей медиа, то есть, по сути, тому, как профессионалы в определенной сфере деятельности взаимодействуют с новой коммуникационной средой, в том числе с социальными сетями и представленной в них аудиторией.
7 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. 7
Результаты этапа:
8 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. 8
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".