Образование в контексте устойчивого развития.НИР

Education in the context of sustainable development

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Образование в контексте устойчивого развития. Разработать технологии и инновационные подходы к реализации личного потенциала и развития индивидуальной образовательной траектории с ориентацией на достижение целей в области устойчивого развития. Разработать перспективные формы взаимодействия вузов регионов России, в том числе в рамках консорциума «Вернадский», способствующие изменению существующего территориального распределения молодежи в части получения образования, стимулирования образовательной мобильности.
Результаты этапа: Сотрудники НИР принимали активное участие в теоретико-методологических исследованиях по разработке механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций по развитию и совершенствованию российской системы образования в контексте устойчивого развития. Результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, академической мобильности, развитию образовательных технологий, обозначить основные риски дистанционного формата обучения в условиях пандемии, а также предложить возможные формы использования смешанной формы обучения в российских вузах. На основе проведенных исследований разработаны рекомендации для развития региональных систем образования в целях укрепления качественного и инклюзивного обучения для всех на протяжении всей жизни и укрепления единства общероссийского образовательного пространства. Рекомендации по развитию технологий и инновационных подходов к формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся позволили повысить уровень вовлеченности талантливой молодежи в олимпиадное движение, создание оптимальных условий для стимулирования и участия школьников регионов России в интеллектуальных состязаниях. Участниками проекта подготовлены научные публикации, в том числе в рецензируемых изданиях научного цитирования (12), в индексируемых БД Scopus, Web of Science, 5, из них – 4 в зарубежных журналах. Издана коллективная монография «Система образования региона России: комплексный анализ». Подготовлено 12 экспертно-аналитических обзоров основных нормативных правовых актов по модернизации системы российского образования. Еженедельно осуществлялась подготовка зкспертно-аналитических обзоров основных новостей и событий в научно-образовательной сфере Российской Федерации. Результаты научно-исследовательской работы освещались участниками проекта в публикациях и выступлениях в СМИ. В рамках темы НИР участники проекта организовали 5 конференций, выступили с докладами (35) и приняли участие во всероссийских (6) и международных научных конференциях и форумах (25), опубликовали статьи в научных сборниках(14) и тезисы докладов(6). Результаты исследований использованы в ходе чтения курса «Социология образования» для студентов бакалавриата МГУ, в разработке магистерской программы «Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации» по направлению подготовки «Международные отношения».
2 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Образование в контексте устойчивого развития. Разработка механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций по развитию и совершенствованию российской системы образования.
Результаты этапа: В отчетный период Центром стратегии развития образования (ЦСРО) проводились теоретико-методологические и эмпирические исследования по разработке механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций для совершенствования системы российского образования в условиях массового перехода на удаленный формат обучения, оценке возможных перспектив и сценариев устойчивого развития российской системы образования после пандемии COVID-19 с точки зрения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 года. Результаты исследований позволили получить срез ситуации с точки зрения российских студентов и преподавателей, выявить особенности вынужденного перехода на дистанционный формат работы и проблемы реализации такого формата обучения в вузах России, получить актуальные данные по цифровизации высшей школы, а также разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, развитию образовательных технологий в российских вузах, обозначить основные риски дистанционного формата обучения и др. Внедрение практики проведения такого рода исследований на национальном и региональном уровнях, в том числе в регионах-участниках программы «Вернадский», позволили разработать рекомендации по совершенствованию региональной системы образования и выработать предложения по механизмам повышения конкурентоспособности региональных вузов-участников программы «Вернадский». Проведен анализ механизмов реализации программ академической мобильности в странах мира, определены тенденции международной академической мобильности. Разработаны возможные механизмы реализации общероссийской программы академической мобильности. Проведены два всероссийских социологических исследования: «Анализ мнений преподавателей и студентов вузов России по обучению в период пандемии COVID-19» и «Анализ мнений студентов вузов России об удовлетворенности обучением и возможностями, предоставляемыми вузами». В 2021 году исполнителями НИР опубликовано 5 коллективных монографий, в том числе: «Высшая школа России в эпоху пандемии COVID-19» (под ред. В. А. Садовничего) и 19 статей в научных журналах и сборниках научных трудов, в том числе в журналах российского индекса научного цитирования – 11 (из них 4 входят в ядро РИНЦ), в индексируемых БД Scopus – 5, Web of Science - 3. Сотрудниками ЦСРО организовано 3 конференции, сделано 37 докладов на всероссийских и международных научных конференциях и форумах, опубликованы статьи (7) в сборниках научных трудов. Результаты научно-исследовательской работы освещались исполнителями НИР в публикациях и выступлениях в СМИ. На еженедельной основе осуществлялась подготовка экспертно-аналитического обзора основных событий в научно-образовательной сфере России и на ежемесячной основе экспертно-аналитического обзора изменений в нормативно-правовых и иных актах в области образования и науки России. Результаты исследований ЦСРО были использованы для повышения эффективности существующих механизмов управления региональной и федеральной системой образования Советом Федерации, Администрацией Президента РФ, Минобрнауки России, Минпросвещения России, общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров».
3 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Образование в контексте устойчивого развития. Разработка механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций по развитию и совершенствованию российской системы образования.
Результаты этапа: В отчетном периоде проводились теоретико-методологические исследования по разработке механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций для совершенствования системы российского образования в условиях цифровой трансформации и современных вызовов. Также проводилась оценка возможных перспектив и сценариев развития российской системы образования после введения санкций и выхода России из международных соглашений по образованию. При этом учитывались национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2030 года, целевые показатели и задачи национального проекта «Образование». Проведенные исследования с использованием статистических, социологических и других методов, позволили системно исследовать и проанализировать современное состояние системы образования и выделить основные приоритеты развития в условиях принципиально новых вызовов, стоящих перед нашей страной. Исполнителями НИР был проведен опрос студентов вузов. Исследование представляет собой второй этап масштабного социологического проекта по изучению процессов функционирования системы высшего образования в условиях новой реальности: удовлетворенности процессом обучения, качеством образования, возможностями, предоставляемыми российскими вузами. их запросам на пересмотр форматов обучения («2+2+2», вариативному подходу к распределению сроков обучения в бакалавриате, магистратуре, специалитете), работе с талантливой молодежью (олимпиадниками, высокобалльниками). Анализ данных исследования позволил получить срез ситуации в российской системе образования с точки зрения студентов, выявить особенности обучения талантливой молодежи, а также получить актуальные данные по запросам студентов на востребованные изменения в системе высшего образования. Результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций и предложений по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, развитию образовательных технологий в российских вузах, совершенствованию организации обучения, оптимизации образовательного перехода «школа – вуз». Результаты исследования олимпиадного движения школьников и разработанные на его основе рекомендации будут способствовать воспитанию активной, творческой личности, способной к осознанию актуальных проблем нашей страны и глобальных проблем человечества и готовой посильно участвовать в их решении, что является одной из важнейших воспитательных целей российской системы образования. Исполнителями проекта был обобщен опыт реализации и внедрения в практику в 33 регионах РФ программы научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Анализ показал, что, используя потенциал ведущих университетов, региональных вузов и научных институтов, государственных корпораций и регионального социально-ответственного бизнеса программа способствует развитию региональной научно-образовательной среды, повышению качества российского образования, служит укреплению единства общероссийского научно-образовательного пространства, развитию внутрироссийской научно-образовательной мобильности. В целях популяризации и продвижения программы «Вернадский», исполнителями проекта подготовлен и опубликован научно-популярный сборник «Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» для устойчивого развития регионов» под ред. акад. В.А. Садовничего. Анализ «Третьей миссии современного университета» позволил проследить присутствие ее элементов в ключевых моделях развития университетов на современном этапе. В практическом плане результаты работы могут быть использованы для выработки государственной политики включения университетов в решение задач социально-экономического развития страны и ее регионов, руководством университетов в выстраивании взаимодействия с органами власти, сферой производства, общественными организациями. Результаты научно-исследовательской работы освещались исполнителями проекта в научных публикациях и на конференциях. По итогам проведенных исследований за 2022 год, исполнителями НИР опубликованы 2 коллективные монографии и 17 статей в научных журналах и сборниках научных трудов, в том числе 3 статьи в журналах WoS и Scopus, 12 статей в журналах российского индекса научного цитирования, 3 из них входят в ядро РИНЦ. Подготовлено 12 экспертно-аналитических обзоров изменений в нормативных правовых актах в сферах образования и науки Российской Федерации. В рамках НИР организовано 3 научных конференции, сделано 37 докладов на всероссийских и международных научных конференциях и форумах. Исполнителями проекта на еженедельной основе осуществлялась подготовка экспертно-аналитического обзора основных событий в научно-образовательной сфере России. В рамках НИР проведены мониторинговые исследования и подготовлены экспертные и справочно-аналитические материалы. Результаты исследований в виде аналитических материалов и предложений были направлены для практического использования в органы государственной власти (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Минобрнауки России, Рособрнадзор), а также в общероссийскую общественную организацию «Российский Союз ректоров». Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения апробированных методик и выработанных рекомендаций для обеспечения достижения целей устойчивого развития образования, принятия управленческих и стратегических решений при осуществлении образовательной политики в Российской Федерации.
4 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Образование в контексте устойчивого развития. Разработка научно-методических материалов и рекомендаций по совершенствованию российской системы образования в современных геополитических условиях в контексте устойчивого развития.
Результаты этапа: В отчетном периоде сотрудниками Центра стратегии развития образования МГУ проводились теоретико-методологические исследования по разработке механизмов, научно-методических материалов и рекомендаций для совершенствования системы российского образования в условиях цифровой трансформации и современных вызовов. Также проводилась оценка возможных перспектив и сценариев развития российской системы образования после введения санкций и выхода России из международных соглашений по образованию. При этом учитывались национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2030 года, целевые показатели и задачи национального проекта «Образование». Проведенные исследования с использованием статистических, социологических и других методов, позволили системно исследовать и проанализировать современное состояние системы образования и выделить основные приоритеты развития в условиях принципиально новых вызовов, стоящих перед нашей страной. Исполнителями НИР был проведен ряд социологических опросов студентов и преподавателей вузов. Исследование мнения студентов представляет собой третий этап масштабного социологического проекта по изучению процессов функционирования системы высшего образования в условиях новой реальности: удовлетворенности процессом обучения, качеством образования, возможностями, предоставляемыми российскими вузами, их запросам на пересмотр форматов обучения. Анализ данных исследования позволил получить срез ситуации в российской системе образования с точки зрения студентов, выявить особенности обучения талантливой молодежи, а также получить актуальные данные по запросам студентов на востребованные изменения в системе высшего образования. Результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций и предложений по совершенствованию сроков обучения, форм подготовки специалистов и внедрения гибких образовательных траекторий для студентов. В контексте реализации целей устойчивого развития проведено социологическое исследование о влиянии пандемии COVID-19 на здоровье и образ жизни преподавателей вузов России, их социального самочувствия. Результаты исследования позволили подготовить ряд рекомендаций по социальной поддержке преподавателей, совершенствованию мер по здоровьесбережению человеческих ресурсов высшей школы. В рамках изучения экспортного потенциала российского образования проведено комплексное исследование имеющихся ресурсов, потенциала и возможностей продвижения русского языка и российского образования в странах Африки. Уникальное современное исследование позволяет оценить реальные запросы и возможности экспортного потенциала России в сфере образования и разработать оптимальные пути его реализации для каждой страны-партнера. Исполнителями НИР была продолжена работа по обобщению опыта реализации и внедрения в практику программы научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Результаты научно-исследовательской работы освещались исполнителями проекта в научных публикациях и на конференциях. По итогам проведенных исследований за 2023 год, исполнителями НИР опубликованы 3 раздела в коллективных монографиях, учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», которое может быть использовано учеными и специалистами, изучающими данную тематику или работающими в данной сфере. Исполнителями НИР опубликовано 14 статей в научных журналах и сборниках научных трудов, в том числе 4 статьи в журналах WoS и Scopus, 11 статей в журналах российского индекса научного цитирования, 5 из них входят в ядро РИНЦ. В целях популяризации и продвижения программы «Вернадский», исполнителями проекта подготовлен и опубликован научно-популярный сборник «Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» для устойчивого развития регионов» под ред. акад. В.А. Садовничего. В рамках НИР организовано 2 научные конференции, сделано 36 докладов на всероссийских и международных научных конференциях и форумах. Полученные результаты НИР, отраженные в публикациях, научных докладах на всероссийских и международных конференциях, использовались в преподавании учебных курсов по методологии научной работы, менеджменту, социологии образования, методологии исследования общественного мнения, глобалистике и миграции. Исполнителями проекта на еженедельной основе осуществлялась подготовка экспертно-аналитического обзора основных событий в научно-образовательной сфере России и на ежемесячной основе – экспертно-аналитических обзоров мероприятий и изменений в нормативно-правовых и иных актах в области образования и науки России. В рамках НИР проведены мониторинговые исследования и подготовлены экспертные и справочно-аналитические материалы. Результаты исследований в виде аналитических материалов и предложений были направлены для практического использования в органы государственной власти (Правительство РФ, Минобрнауки России, Рособрнадзор) и общероссийскую общественную организацию «Российский Союз ректоров». Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения апробированных методик и выработанных рекомендаций для обеспечения достижения целей устойчивого развития образования, принятия управленческих и стратегических решений при осуществлении образовательной политики в Российской Федерации.
5 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Образование в контексте устойчивого развития. Анализ современного состояния российской системы образования, разработка научно-методических материалов и рекомендаций по совершенствованию российской системы образования в современных геополитических условиях в контексте устойчивого развития.
Результаты этапа:
6 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Образование в контексте устойчивого развития
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".