ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Проект направлен на изучение культурных представлений об образах России и её различных регионах у представителей молодёжи. Актуальность данного исследования определяется тем, что информационные ресурсы, из которых молодёжь получает сведения о стране, могут не совпадать с той реальностью, которая окружает молодёжь. Наличие элементов информационного противостояния в современной информационной среде усугубляют формирование культурных представлений о России, лежащих в основе цивилизационной идентичности. Именно цивилизационная идентичность позволяет человеку быть устойчивым к психологическому воздействию, которое осуществляется через СМИ и Интернет в процессе информационного противостояния. Одним из важнейших составляющих культурных представлений о России является представление о малой родине, о тех эмоциональных переживаниях первых детских и юношеских впечатлений, которые были сформированы в месте рождения человека. Эта информация в дальнейшем выступает когнитивной и эмоциональной базой для формирования целостного представления об образе России, об образе своей идентичности: «кто Я», «из какой Я страны», «моя Родина», «моя страна», «будущее моей страны», кто «мой герой», на которого ориентируется молодёжь в построении своего будущего, кто «герой моей страны». В этой связи становится актуальным пространственная идентичность человека, восприятие собственного «Я», как части определённой территории и соотнесение этой территории с понятием «Родины». В силу огромности территории России молодёжь, проживающая на Севере и Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, на Урале и в Поволжье, на центральной европейской части страны, может по-разному воспринимать образ России и её отдельных составляющих регионов, по-разному определять для себя по какому цивилизационному пути должна развиваться Россия в будущем. Ведь именно молодёжь является носителем того пути, который определит будущее развитие России (Данилевский Н.Я., 1895; Лихачёв Д.С. 1999; Степин В.С., 2017). Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволит выявить в представлениях различных групп молодёжи когнитивную и эмоциональную составляющую не только образа России в целом, но и образа отдельных её территориальных образований. Результаты дадут возможность определить истинное отношение молодых людей к различным регионам и территориям России, а также выявить характер модификации культурных представлений о России в зависимости от того, в каких регионах проживает эта группа молодёжи. Это исследование поможет оценить и понять то содержание, которое мы вкладываем в понятие «цивилизационная идентичность» современных молодых жителей России.
The project is aimed at exploring the cultural ideas about the images of Russia and its various regions from representatives of the youth. The relevance of this study is determined by the fact that information resources from which young people receive information about a country may not coincide with the reality that surrounds young people. The presence of elements of information confrontation in the modern information environment exacerbates the formation of cultural ideas about Russia that underlie civilizational identity. It is civilizational identity that allows a person to be resistant to psychological impact, which is carried out through the media and the Internet in the process of information confrontation. One of the most important components of cultural ideas about Russia is the idea of a small homeland, of those emotional experiences of the first children's and youthful impressions that were formed at the place of birth of a person. This information in the future acts as a cognitive and emotional base for the formation of a holistic view of the image of Russia, about the image of one’s identity: “who I am,” “from what country I am,” “my homeland”, “my country”, “the future of my country” who is “my hero”, on whom young people are guided in building their future, who is “the hero of my country”. In this connection, the spatial identity of a person, the perception of his own “I” as a part of a certain territory and the correlation of this territory with the concept of “Motherland” become relevant. Due to the vastness of the territory of Russia, young people living in the North and South of Russia, in Siberia and the Far East, in the Urals and in the Volga region, in the central European part of the country, can perceive the image of Russia and its individual constituent regions in different ways, in different ways for myself on what civilization path Russia should develop in the future. After all, it is young people who are the bearers of the path that will determine the future development of Russia (Danilevsky N.Ya., 1895; Likhachev D.S. 1999; Stepin V.S., 2017). The scientific novelty of the research lies in the fact that it will make it possible to reveal in the views of various groups of young people the cognitive and emotional component not only of the image of Russia as a whole, but also of the image of its individual territorial entities. The results will make it possible to determine the true attitude of young people to different regions and territories of Russia, as well as to reveal the nature of the modification of cultural ideas about Russia, depending on the regions in which this group of young people live. This study will help to assess and understand the content that we put into the concept of “civilizational identity” of modern young people in Russia.
1) Выявление различий в представлениях о России в настоящем времени и России будущего у молодёжи, проживающей в различных регионах страны; 2) определение ключевых факторов, влияющих на модификацию образа России и регионов России у молодёжи, проживающей в различных регионах России; 3) проведение сравнительного анализа когнитивных и эмоциональных компонентов представлений о России у представителей молодёжи, проживающих в различных регионах страны; 4) выявление специфики культурных представлений о России мужской и женской аудитории; 5) проведение сравнительного анализа представлений о Западной, Восточной и Российской цивилизации.
Было проведено изучение образа России и других стран в восприятии студенческой молодежи г. Москвы, с применением методов психологической семантики. Показано, что рефлексивный анализ восприятия образа России и других стран молодежью важен для разработки стратегии презентации этих стран в СМИ в интересах задач международного стратегического партнерства (Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Петракова Е.Е. Образ будущей России в представлениях студенческой молодежи Москвы / Статья в сборнике Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов X Международного симпозиума 15-16 октября 2015 г., Москва» / Отв. ред. В.Е.Лепский. - Москва, Изд-во Когито-Центр, 2015. - С. 265-269.) Героический аспект в представлениях молодежи о России изучался путем проведения сравнительного анализа образа «героя России» в период всплеска коллективного самосознания в связи с событиями на Украине и в Крыму в 2013-2014 годах. Студентам московских вузов было предложено охарактеризовать современного героя России, то есть составить абстрактный описательный образ человека, подходящего под определение «герой России». Использовалась модифицированная методика «Тест 20 ответов» Т.Куна. Результаты проведенного исследования показывают, что образ «героя России» у респондентов – представителей современной российской молодежи – сформирован в ценностных категориях традиционной российской культуры и опирается на широко распространенные легендарные образы народных героев. В то же время, характеристики «доброта», «щедрость» и «честность» в образе героя относятся к сущностным для большинства традиционных национальных культур и участвуют в формировании национальной и культурной идентичности в качестве ценностно-смыслового идеала.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 октября 2019 г.-30 сентября 2020 г. | Модификация культурных представлений о России, лежащих в основе цивилизационной идентичности у молодёжи, проживающей в различных регионах России, в эпоху глобализации (в аспекте национальной безопасности) |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 октября 2020 г.-30 сентября 2021 г. | Модификация культурных представлений о России, лежащих в основе цивилизационной идентичности у молодёжи, проживающей в различных регионах России, в эпоху глобализации (в аспекте национальной безопасности) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".